Бутылки капитана Врунгеля


Открытие было сделано за просмотром «Капитана Врунгеля». В одной из кульминационных сцен, когда шеф мафии вместо украденной статуи Венеры получает контрабас, у него на столе стоит бутылка. Судя по ее форме и по тому, что шеф курит сигару, это коньяк. Этикетка наполовину прикрыта – вполне в духе современного закона о рекламе (о чем в 1979 году авторы, конечно, не думали). Однако в кадр попадают первые две буквы названия марки: «Hi…». Случайность? Через несколько секунд оказывается, что нет: бутылка показана с другого угла, и опять на полузакрытой этикетке видны последние две буквы названия: «…ne».

Ну кто бы, не любя коньяк Hine, мог так деликатно и иронично (на столе у шефа тем временем, кажется, нарезали салями) прорисовать его этикетку? С тех пор коньячный дом Hine перестал быть семейным и два раза сменил владельцев. Однако репутация его не пошатнулась, и многие по-прежнему называют его роллс-ройсом среди коньяков. Впрочем, я как раз о том, что это дело вкуса.

Шеф мафии, он же председатель яхт-клуба, по всей видимости, просвещенный ценитель спиртных напитков. В углу его кабинета мы видим несколько бутылок, ждущих своего часа, и среди них несколько магнумов (бутылок двойного объема). Напомним, что магнум – бутылка особенно ценная в силу редкости и тонкого букета, который вино формирует во время выдержки в больших емкостях.

То, что отличный коньяк и дорогое вино оказываются на столе у шефа мафии, еще можно списать на «их нравы». Но вот какой интересный груз везет в своем трюме самый положительный персонаж – Христофор Бонифатич Врунгель. Помните финальную сцену, когда яхта «Беда» на финишной прямой вырывает победу у «Черной каракатицы» и оправдывает таким образом свое первоначальное название? Остроумный способ ускорения, найденный капитаном Врунгелем, основан на реактивных свойствах шампанского. Команда «Беды», стоя на корме, выстреливала пробками из бутылок шампанского и так прорывалась в лидеры гонки. Вы думаете, они везли с собой «Советское»? Ошибаетесь. Белая этикетка и красивая тонкая вязь названия наводят меня на мысль о Champagne Pol Roger – готов спорить. Еще один престижный дом, который в отличие от Hine сохранил не только качество и репутацию, но и семейный статус.

Отечественный кинематограф с тех времен много потерял в искусстве изображения деталей. На их месте теперь реклама или зияющая пустота, означающая, что реклама могла бы тут быть. Только вот если раньше мне искренне хотелось разглядеть бутылку в руках актера – будь то Шон Коннери в фильмах про Джеймса Бонда или Андрей Мягков в «Иронии cудьбы», – то теперь вроде бы вопреки наглядности и отчетливости этикетка мне в большинстве случаев неинтересна.

В отличие от консервативных законодателей я не против того, чтобы герои фильмов и даже мультиков курили и пили, когда им этого хочется. Однако предпочел бы, чтобы делали они это со вкусом.