Погонные метры


Концерт-открытие прошел в привычном стиле: мэр Москвы, архиепископ Истринский и руководитель Роскультуры держали речи, из которых следовало, что Пасхальный фестиваль – выдающееся событие, музыкальное и культурное, московское и российское, религиозное и светское. Внушительное число перечисленных спонсоров еще более укрепляло эту мысль. Следом за тем оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева сыграл вполне рядовой концерт. Бисы из “Руслана” и “Снегурочки”, давно выученные назубок, вышли блестяще. А вот “Светлый праздник” Римского-Корсакова и особенно “Жар-птица” Стравинского (в полном виде) могли бы прозвучать подобным образом на черновой репетиции. Конечно, оркестровые тутти в исполнении сыгранных музыкантов были ярки и мощны, но план исполнения и его детали осваивались на ходу, а помарки у валторн свидетельствовали о том, что даже классным оркестрантам не все дается с делового налета.

Несколько другая картина предстала на следующий день, когда Мариинка представила в концертном исполнении свою работу прошлого сезона – “Нос” Шостаковича, оперу все еще редкую в нашем репертуаре. Три десятка солистов Мариинки, в основном молодых, с огнем в глазах отпели, отболтали, отчеканили и отвизжали забавные и заковыристые реплики, диалоги, ансамбли и гокеты, сотворенные молодым Шостаковичем с вызовом всей оперной культуре. Причем полностью наизусть, что неудивительно, поскольку дома, в Петербурге, им приходится то же самое проделывать в полноценной театральной постановке. Такая работа вызывает уважение, более того, она оставила на втором плане достижения оркестра – если судить о них отдельно, то и здесь дотошной работы над выразительностью деталей оказалось маловато.

Впереди на Пасхальном еще много концертов Гергиева, но рекомендовать без риска попасть впросак можно только концертное исполнение третьего акта “Валькирии” Вагнера (6 мая). Эту партитуру маэстро и его оркестр многажды успешно исполняли, а особой приманкой станет Брин Терфель, который впервые приедет в Москву и споет бога Вотана. Впрочем, помимо симфонической программы на фестивале еще есть хоровая (преимущественно в храмах) и звонильная (по всей Москве) – так что наслаждаться пасхальными звучаниями можно даже не заходя в концертные залы.