ЦИФРА НЕДЕЛИ: 2,1 млрд руб. Не помогло


Приход на “АвтоВАЗ” антикризисных менеджеров из “Рособоронэкспорта” не помог заводу. На прошлой неделе автогигант объявил о провальных итогах прошлого года. Выручка предприятия выросла на 5% до 132,5 млрд руб., а чистая прибыль сократилась вчетверо – до 1,4 млрд руб. Cамым провальным оказался последний квартал, когда происходила смена власти на предприятии, – “АвтоВАЗ” не только умудрился получить чистый убыток на 2,1 млрд руб., но и операционный – в 400 млн руб.

Сам “АвтоВАЗ” выдвинул две версии крупных убытков. В четверг, когда и были обнародованы итоги года, представители предприятия все валили на рост тарифов естественных монополий. А на следующий день было объявлено о том, что прибыль уменьшилась почти на 2 млрд руб. из-за бухгалтерских проводок – инвентаризации имущества и обязательств, создания резервов, неудачного НИОКР. А чтобы подсластить пилюлю, представители завода рапортуют о почти двукратном росте чистой прибыли в I квартале 2006 г. Но это сравнение не совсем уместно. Ведь сейчас вазовские автомобили расходятся влет, тогда как весной 2005 г. завод чуть не оказался на грани остановки из-за кризиса сбыта.

В опубликованном вчера интервью газете “Коммерсантъ” председатель совета директоров “АвтоВАЗа” Владимир Артяков свалил всю вину на прежний менеджмент “АвтоВАЗа”, сказав, что к приходу новой команды завод находился в предбанкротном состоянии. Впрочем, далеко не факт, что дела на предприятии на самом деле очень плохи. Ведь процесс передачи власти на “АвтоВАЗе” на самом деле контролировался государством изначально. К тому же есть и третья версия появления убытков, которую “Ведомостям” озвучил источник, близкий к руководству завода: “Чем хуже прибыль, тем лучше. Так завод может рассчитывать на большую помощь от государства”. Помнится, именно такую тактику несколько лет назад с успехом применяли естественные монополии, требовавшие у государства повышения тарифов на десятки процентов. МПС в 2001 г. объявило об астрономическом убытке – на $2 млрд.

“АвтоВАЗ” собирается просить из инвестфонда до $4,5 млрд. Очевидно, на предприятии полагают, что попугать чиновников грядущим апокалипсисом в этой ситуации было бы совсем не лишним. Допускаю, что новые менеджеры завода своего добьются. Но это лишь в очередной раз докажет, что в российской экономике самым важным является не профессионализм, а административный ресурс. В конце прошлого года, когда еще не были объявлены преемники Каданникова, мне доводилось слышать о том, что госменеджеры быстро приведут предприятие в относительный порядок, чтобы затем за символическую цену продать его зарубежному автоконцерну. Но этого не будет. По всему видно, что представители “Рособоронэкспорта” не зря позарились на флагман отечественного автопрома. Ведь они пришли не cтолько поднимать “АвтоВАЗ”, сколько владеть им.