СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Когда государственное больше общественного


Формально GR – government relations – считается одной из составляющих PR. Но, как это часто бывает, часть иногда оказывается гораздо важнее целого. И это утверждение особенно актуально для GR в сегодняшней России. Бизнес компаний из списка Top 200 во многом строится на благосклонности властей. Это реальность, на которую мы не можем закрывать глаза. И это касается не только лидеров.

Можно выделить несколько наиболее эффективных и часто используемых способов выстраивания отношений с властями. Первый – это, конечно же, установление и поддержание прямых личных контактов. И власть, и бизнес – это всегда конкретные люди, а между людьми положено возникать связям.

Алгоритмов установки первого контакта с нужным чиновником несколько. Самый распространенный – стать участником публичного мероприятия – форума, конференции и т. п. – и сделать так, чтобы вас усадили рядом в президиуме или на протокольном мероприятии. Об этом нужно заранее договориться с устроителями мероприятия.

Можно также постараться попасть с ним в один самолет или предложить ему место в своем самолете во время его поездок по стране или за границу. Многие крупные предприниматели специально летают с чиновниками по стране, используя возможность поговорить во время полета. Или же предоставляют им корпоративный борт для той или иной поездки.

Третий вариант – привлечение профессионального лоббиста, который и познакомит вас с нужным чиновником. Эта услуга уже получила достаточное распространение, и при желании найти выход на такого человека не составит особого труда.

Однако каким бы способом вы ни воспользовались, всегда нужно иметь конкретный повод для обращения к чиновнику. И четкое обоснование того, почему лоббирование вашей темы может быть выгодно ему самому. Например, это может создавать ему выигрышную платформу для публичных выступлений и позиционирования в глазах целевых аудиторий. Этот алгоритм особенно хорошо действует в регионах.

NB! Избегайте вступать в контакт, не имея конкретного повода или темы для обсуждения, – попытка просто завести знакомство “на будущее”, скорее всего, произведет негативное впечатление и осложнит наведение мостов в дальнейшем. Очень важно также точно уловить соответствие позиций во властной и корпоративной иерархии, которое во многом определяется статусом компании. Если в одном случае на встречу с главой администрации должно обязательно отправиться “первое лицо”, то в другом будет лучше, если это окажется вице-президент либо начальник департамента.

Развитие отношений также может идти несколькими путями. Хороши спонсорство или иная поддержка проектов и мероприятий, важных либо интересных для чиновника того или иного уровня. Причем понятно, что в одном случае это может быть выступление сборной страны на престижных международных соревнованиях, а в другом – завершение строительства местного спорткомплекса. Здесь уже надо анализировать конкретную ситуацию. Это, как и проработку конкретных шагов, можно возложить либо на собственный – для этого и созданный – GR-департамент, либо на независимых консультантов или специализированное агентство.

Если отношения складываются хорошо и их продолжение сулит взаимную выгоду, можно рискнуть предоставить чиновнику место в совете директоров. Так, например, поступила “Ростик групп” в отношении Бориса Немцова или “Альфа-групп” в отношении Олега Сысуева. Ход апробированный, однако здесь всегда нужно учитывать возможность изменения политической конъюнктуры.

Если же прямых личных связей нужного уровня пока нет, можно воспользоваться общественным каналом и вступить – а еще лучше создать самому – в отраслевой союз, ассоциацию или фонд. Например, Фонд развития трубной промышленности, созданный крупнейшими российскими производителями, в течение нескольких лет с помощью нашего агентства успешно боролся против украинского демпинга и лоббировал установление заградительных пошлин на продукцию украинских конкурентов.

Итак, решусь утверждать, что успешное развитие GR для любого бизнеса – проблема решаемая. Но, приступая к ее решению, прорабатывая конкретную стратегию вашего корпоративного GR, обязательно учтите риски, связанные с тем или иным вариантом. Для компаний, сделавших слишком большую ставку на благосклонность того или иного чиновника, есть риск оказаться заложником этих отношений или превратиться для него в дойную корову. Существуют риски, связанные с отставками и назначениями, а также определенные риски для репутации компании, вызванные отсутствием законодательных и этических норм, регламентирующих GR. Всегда имейте это в виду.