РЖД договорилась с Siemens


Вчера РЖД и Siemens подписали контракт на поставку восьми высокоскоростных поездов на 276 млн евро и предконтрактное соглашение о 30-летнем сервисном обслуживании этих поездов на сумму около 300 млн евро. Окончательный контракт по сервису компании подпишут в течение года, заявил вице-президент РЖД Валентин Гапанович. А сами поезда РЖД рассчитывает получить с 2008 по 2010 г., добавил президент монополии Владимир Якунин. Как будет финансироваться сделка, он не уточнил, отметив, что гарантии по возможным кредитам может предоставить германское агентство Hermes.

Год назад экс-президент РЖД Геннадий Фадеев подписал с Siemens соглашение, по которому РЖД собиралась закупить 60 поездов. Собирать их предполагалось в России, на входящем в “Трансмашхолдинг” Демиховском машзаводе.?Но от этого варианта было решено отказаться. Покупаемые РЖД поезда будут произведены в Германии. “[Это] выгоднее для обеих сторон, – говорится в официальном сообщении РЖД. – Конструкторские и проектные работы будут осуществляться в филиалах компании Siemens в Эрлангене и Крефельд-Юрдингене”. “От планов по сотрудничеству [c “Трансмашхолдингом”] мы не отказываемся, – заявил вчера Якунин. – Но у нас нет пока [такой] технической базы”. В “Трансмашхолдинге” от комментариев отказались.

Заказанные у Siemens восемь поездов – индивидуальная разработка для РЖД. Компания сама заплатила за нее 40 млн евро и вся документация на эту модель будет принадлежать монополии, говорит Гапанович. База для этих поездов – высокоскоростные поезда Siemens модели Velaro со скоростью 250 км в час. Поезд состоит из 10 вагонов, и РЖД планирует пустить его по маршруту Москва – Санкт-Петербург. А после того как российские дороги будут готовы к сверхвысоким скоростям, РЖД планирует модернизировать свои германские поезда, чтобы те разгонялись до 300 км в час.

Цена каждого состава получилась значительной – 34,5 млн евро. Но Гапанович считает ее справедливой. “Это новейшая технология, аналогов которой нам найти не удалось”, – заявил он “Ведомостям”. По словам Якунина, изначально поезда должны были обойтись РЖД вдвое дороже, но их стоимость удалось снизить в результате переговоров. Президент Siemens Transportation Systems Ханс Шаберт уточнил “Ведомостям”, что аналогов технологии, по которой сделаны поезда, в Европе действительно нет. У похожих поездов – испанских Talgo – двигатели в первом и последнем вагоне, у Velaro – в каждом. “Так что составы пользуются спросом, и по сопоставимой?цене Siemens не так давно продал 26 поездов Velaro испанскому перевозчику Renfe и 60 – “Китайским железным дорогам”, – добавил Шаберт.

По мнению Натальи Одинцовой из “Русских фондов” , сумма контракта близка к нижней границе сопоставимых контрактов, заключаемых в Европе. Но Россия – стратегический рынок для Siemens, поэтому условия контракта можно считать взаимовыгодными, полагает эксперт.