Приехали

С. Портер

Вчера днем министр экономического развития Герман Греф, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов и председатель совета директоров Volkswagen AG Бернд Пишецридер подписали соглашение о строительстве завода концерна в Калуге. Инвестиции в российский проект до 2010 г. составят 400 млн евро, сказал “Ведомостям” представитель VW Хартвик фон Сас. Концерну уже зарезервирован участок земли в городе площадью 1000 га. Помимо сборки автомобилей там будет размещено производство комплектующих. Как сообщил председатель совета директоров компании Skoda Auto (входит в VW) Детлеф Виттиг, строительство начнется летом, а первые автомобили сойдут с конвейера осенью 2007 г. Сначала будет организована отверточная сборка Skoda Octavia (около 20 000 в год), а к началу 2009 г. концерн построит полноценное сборочное производство, включающее цеха сварки, окраски и сборки. Мощность завода вырастет до 115 000 автомобилей в год. Тогда на конвейер встанет вторая модель, обещает Пишецридер. По его словам, это будет седан на платформе Volkswagen Polo, созданный специально для России, ценой не более 10 000 евро. Ранее представители концерна обещали второй моделью сделать Volkswagen Pointer (от $9500).

В 2005 г. концерну удалось продать в России 3899 автомобилей Skoda Octavia. Но в компании указывают, что из-за высоких таможенных пошлин не могут предложить конкурентоспособные цены – этого концерн обещает добиться благодаря льготам на импорт комплектующих.

Позже Пишецридера и Грефа принимал и поздравлял Владимир Путин. А потом Греф, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и вице-президент GM Карл-Питер Форстер подписывали соглашение о строительстве завода GM в Санкт-Петербурге, сообщили “Ведомостям” чиновники Минэкономразвития и правительства Санкт-Петербурга. Греф вчера доложил Владимиру Путину, что первый камень в основание завода GM появится в июне – тогда же, когда и VW. Сотрудник одного из министерств говорит, что на предприятии будут собираться новинки модельного ряда корпорации – внедорожник Chevrolet Captiva (его премьера состоялась весной 2005 г.) и новая модель седана класса J-300, которая и вовсе находится в разработке. Так же как и VW, GM начнет с отверточной сборки. Первое время, говорит собеседник “Ведомостей”, производство Chevrolet Captiva составит до 3000 автомобилей в год. Инвестиции в проект составят $115 млн и затем будут удвоены, сообщил вчера Греф.

Руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ компании A.T. Kearney Евгений Богданов считает, что поток иностранных автоконцернов в Россию скоро иссякнет. Он напоминает, что Минэкономразвития обещало уже в июне прекратить прием заявок на получение таможенных льгот для автопроизводителей. Так что теперь чиновникам осталось поставить подписи лишь под договором с Nissan. Источник в Минэкономразвития подтверждает, что заявки на предоставление льгот не будут приниматься с середины лета. Представитель Nissan подтвердил “Ведомостям” намерение компании построить завод в России. Инвестиции в проект составят 260 млн евро, а производство начнется в 2009 г. С моделями для российского рынка Nissan еще не определился, но она будет не одна, утверждает представитель компании.

Эксперты отмечают, что VW и GM вознамерились потеснить конкурентов в сегменте недорогих автомобилей. Независимый автомобильный эксперт Сергей Алексейчук отмечает, что автомобиль на базе VW Polo угрожает отбить покупателей Renault Logan, Huyndai Accent и Lada. “Если у них это получится, новая модель будет сильным конкурентом для Lada”, – признает представитель “АвтоВАЗа”, но он сильно сомневается, что цену удастся удержать в пределах 10 000 евро. Богданов добавляет, что модель J-300 – это американская платформа, на которой, в частности, построен Chrysler Neon, одна из самых дешевых разработок GM. По его мнению, GM попытается удержаться в ценовой категории до $15 000 за автомобиль, но это ему вряд ли удастся. “Если бы GM собирал на новом заводе Lacetti и Aveo, проект был бы успешнее”, – считает Богданов.