И хлеб, и “Фрукты и продукты”


Сделка по покупке группой “Фрукты и продукты” более 75% акций нижегородского хлебозавода “Каравай” была закрыта в конце марта 2006 г., сообщил “Ведомостям” председатель совета директоров ГК Игорь Тюрин. “Мы создаем практически с нуля отдел продаж, совершенствуем технологии производства, учета и систему мотивации людей”, – добавляет Тюрин. Инвестиции в модернизацию оборудования, приобретение новых печей и обновление автопарка до конца 2006 г. составят 20 млн руб. Сумму сделки Тюрин называть отказался. В министерстве агропромышленного комплекса Нижегородской области подтвердили смену собственника на заводе. Связаться с Хоросаженковым не удалось. А президент ассоциации “Нижегородский хлеб” Виктор Головачев говорит, что одной из причин продажи хлебозавода стало то, что он “остановился в развитии”, а оборотных средств на модернизацию оборудования не было. Заместитель министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Валерий Денисюк добавляет, что “Каравай” в последние годы потерял рынок сбыта, не сумев попасть на прилавки крупных торговых сетей. Директор нижегородского “Магазина готового бизнеса” Юрий Кузьмичев оценил стоимость “Каравая” в сумму $1–2 млн.

По словам Тюрина, до сделки среднесуточный выпуск продукции “Каравая” составлял 10 т при проектной мощности предприятия 120 т в сутки. Тюрин надеется в течение года довести выпуск и сбыт хлебобулочных изделий до 40 т в сутки за счет организации поставок в крупные торговые сети города и выпуска новых видов изделий. По его оценкам, ежесуточно Нижний Новгород потребляет 250 т хлеба в сутки, из которых 50–60 т – завозная продукция.

Эксперты по-разному оценивают перспективность расширения хлебного бизнеса “Фруктами и продуктами”. Головачев говорит, что у завода удачное местоположение (в центре города) и много свободных мощностей. По его словам, максимальная рентабельность в хлебном производстве составляет 5%. А Денисюк отмечает, что у группы есть опыт работы в хлебном производстве, налажены связи с поставщиками муки и с крупными торговыми сетями. По данным “СПАРК-Интерфакс”, Кулебакский хлебозавод выпустил в 2004 г. 5658 т продукции и получил 15,8 млн руб. прибыли, а Навашинский хлебозавод в 2004 г. выпустил 13 442 т продукции и получил 21,6 млн руб. прибыли. Продукция обоих заводов сбывается в области.

Гендиректор торгового дома “Народный” (в октябре 2005 г. приобрел хлебозавод “Волжский хлеб”) Василий Пушкин считает, что покупка “Каравая” обошлась “Фруктам и продуктам” в $2–3 млн, но вложения эти неперспективны. “Конкуренция между хлебозаводами очень жесткая. Чтобы держаться на плаву, приходится снижать рентабельность до 2–3%”, – добавляет Пушкин. Он говорит, что увеличить долю “Каравая” с нынешних 5% до 20% будет нелегко, даже имея опыт и отлаженные механизмы поставок в крупные торговые сети. Гендиректор ВКТ (развивает сеть магазинов “Райцентр”) Алексей Зудин говорит, что с “Караваем” не работает, поскольку его не устраивает качество продукции. “Если новому собственнику удастся повысить качество хлеба, то он найдет своего потребителя”, – добавляет Зудин. Исполнительный директор консультационного бюро “Деловая тактика” Денис Иудин говорит, что для продвижения продукта на рынок FMSG (быстро оборачиваемых потребительских продуктов) необходимо вкладывать в рекламу ежемесячно 300 000–500 000 руб. “Но основные расходы производитель несет на дистрибуции и на оплате входных бонусов в сети”, – добавляет Иудин.

Руководитель центра консалтинга Союза магазинов Нижегородской области Вадим Носов говорит, что сейчас для производителей очень удачное время для выхода на рынок или для увеличения доли. “В Нижнем произошло резкое увеличение количества продуктовых операторов, которые ищут поставщиков свежих продуктов”, – говорит Носов. По его словам, входные бонусы на хлеб в сетях формально отсутствуют. За попадание в сеть хлебокомбинату придется конкурировать условиями – по отсрочке платежа и возврату непроданной продукции, отмечает Носов.