В одном вагоне

Д. Гришкин

“Российские железные дороги” (РЖД) ведут переговоры о покупке акций ТМХ, рассказал “Ведомостям” президент РЖД Владимир Якунин. Он не назвал размер пакета, который может быть продан РЖД, но сказал, что “вряд ли он будет меньше блокирующего”. Источник, близкий к акционерам ТМХ, подтвердил “Ведомостям” факт переговоров с РЖД. По его словам, РЖД – крупнейший заказчик ТМХ и партнерство с ним “позволит избежать маркетинговых ошибок” и “лучше выстраивать стратегию компании”. А Якунин утверждает, что акции основного поставщика техники нужны РЖД как “гарантия стабильного сотрудничества, которое не может и дальше обеспечиваться просто хорошими отношениями руководителей”.

Четыре года назад совладелец Уральской горно-металлургической компании и “Кузбассразрезугля” Искандер Махмудов решил создать компанию, которая стала бы монополистом по производству подвижного состава. ТМХ скупил 10 заводов, потратив более $300 млн, и стал крупнейшим поставщиком РЖД. Отношения с монополией не всегда складывались гладко. При прежнем президенте Геннадии Фадееве РЖД обвиняла ТМХ в монопольном завышении цен на продукцию. Но с новым руководством контакт был найден. Сейчас ТМХ и РЖД прорабатывают проект создания совместного торгового дома для работы за границей: РЖД может строить там железные дороги, а ТМХ – поставлять технику. Совместно они намереваются участвовать в проекте строительства высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. А уже до конца года, по словам Якунина, может быть закрыта сделка по продаже РЖД пакета акций ТМХ. Но прежде, говорит Якунин, ТМХ необходимо получить разрешение ФАС на перевод на баланс компании пакетов акций машиностроительных заводов. “С ходатайствами о консолидации активов компания обратилась в ФАС в конце марта, решение еще не принято”, – заявила вчера “Ведомостям” представитель службы. Но, по словам Якунина, положительная резолюция ФАС должна быть получена в ближайшее время.

Во сколько РЖД оценивает блокпакет ТМХ, Якунин не говорит, но уточняет, что расплатиться за него РЖД может не только деньгами, но и своими машиностроительными активами. Например, долей в Тверском вагоностроительном заводе, где государству принадлежит более 40% акций, а ТМХ – 25%. Кроме того, для обмена РЖД могут быть использованы профильные НИИ, занимающиеся разработкой железнодорожной техники. Эту информацию подтверждает и источник, близкий к акционерам ТМХ. По его словам, скорее всего компания выпустит новые акции, которые и приобретет РЖД.

ТМХ – непубличная компания, она раскрывает только консолидированную выручку своих предприятий – более 40 млрд руб. Поэтому мнения экспертов о стоимости ТМХ расходятся. “Если отталкиваться от соотношения капитализации к выручке по шести крупнейшим иностранным производителям железнодорожной техники, включая Alstom и Siemens, рыночная стоимость ТМХ с учетом страновых рисков и поправок на низкую прозрачность компании может составлять порядка $870 млн”, – говорит аналитик “Финама” Михаил Пак. А по мнению гендиректора Института проблем естественных монополий Юрия Саакяна, стоимость компании может доходить до $2 млрд. “Объем внутреннего рынка производства и ремонта подвижного состава в 2005 г. составил порядка $3,5 млрд, из которых на долю ТМХ, по нашим оценкам, пришлось порядка $1,5 млрд”, – говорит эксперт.

Госструктуры шаг за шагом берут под контроль промышленные активы. В прошлом году “Газпром” купил “Сибнефть” и “Объединенные машиностроительные заводы”, а РАО ЕЭС – более 25% “Силовых машин”. Эксперты считают партнерство Махмудова и Якунина взаимовыгодным. “Купив блокпакет ТМХ, РЖД получает гарантированную возможность контролировать основного поставщика”, – говорит аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. А ТМХ – стратегического партнера в лице госкомпании, а значит, и гарантии от политических рисков и возможных претензий со стороны государства, добавляет замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин. “Владимир Якунин имеет сильный политический ресурс и пользуется поддержкой президента”, – напоминает эксперт.

В самом ТМХ ситуацию не комментируют.