Иванов упорядочит порты


Лишь один российский морской порт из 62 – недавно построенный нефтетерминал в Высоцке Ленобласти – действует с полным соблюдением законодательства, посетовал вчера в Петербурге на заседании Морской коллегии правительства Сергей Иванов. А из пограничных пропускных пунктов в портах правильно оформлены, по словам Иванова, только шесть. Остальные находятся в частных руках, там, как и на сухопутных границах, таможенники и бизнес “слились в экономическом экстазе”, напомнил Иванов слова Владимира Путина.

Проблема даже в определении границ портов. В ответ на запрос властей Санкт-Петербурга о границах нового порта Минтранс ответил, что сначала нужно дать ему имя, а в ответ на просьбу присвоить имя сообщил, что сначала надо определить границы. Иванов назвал эту ситуацию “примером маразма”. В марте другой кандидат в преемники – первый вице-президент Дмитрий Медведев назвал “национальным позорищем” ситуацию с выделением земли под строительство жилья. Беспокоит Иванова и занижение компаниями платежей за аренду портовых мощностей (по оценке контрольного управления администрации президента, бюджету причиняется ущерб в 100 млн руб. в год).

Исправить ситуацию решено ускоренным принятием законопроекта о морских портах, который разрабатывается с 1999 г., сообщил министр транспорта Игорь Левитин. Теперь министерство внесет документ в правительство до 10 июня. Минтранс пока не может договориться с Минобороны о том, кто из них будет определять границы портов и контролировать их навигационную инфраструктуру. А Минэкономразвития не согласно с ограничениями на аренду инфраструктуры портов и против того, чтобы портовые земли облагались пониженным налогом.

Правовой вакуум в отношениях между властями и портовым бизнесом будет заполнен новым законом, надеется гендиректор петербургского “Первого контейнерного терминала” Евгений Южилин. Сейчас работа портов регулируется множеством взаимоисключающих правовых актов (старейший – 1939 г.), сетует Южилин. Бизнесмены надеются, что законопроект даст им возможность долгосрочной аренды портового имущества, говорит руководитель крупной петербургской стивидорной (работающей в порту) компании: “Как я могу привлекать инвестиции, если я не уверен, что через 11 месяцев, по истечении срока аренды причалов, у меня их не отберут?” Министр Левитин пообещал эту проблему решить. Привлечь в портовое хозяйство дополнительные инвестиции удастся, если в законопроекте будет четко прописано, какие порты стратегические, а какие можно продавать, говорит директор по исследованиям ИГ “Русские фонды” Наталья Одинцова.