Замена у Дерипаски


В субботу акционеры ГАЗа на годовом собрании переизбрали совет директоров компании, рассказал “Ведомостям” представитель компании Владимир Торин. В новый состав совета не вошел до последнего времени возглавлявший его Александр Юшкевич. В тот же день совет нашел ему замену. Новым председателем стал Петр Золотарев, ранее занимавший пост председателя правления “Группы ГАЗ”. А на эту должность был назначен Эрик Эберхардсон, который ранее был зампредом правления группы по стратегическому развитию.

Никакого конфликта в руководстве ГАЗа и “Руспромавто” не было, а уход Юшкевича связан с его личными проектами, уверяет Торин. Юшкевич, по его словам, ушел по собственному желанию и сейчас намерен сосредоточиться на собственном бизнесе в США. Что это за бизнес, Торин не уточнил, сказав лишь, что Юшкевич собирается, в частности, учредить фонд в поддержку экспертов автомобильной промышленности.

Сам Юшкевич разговаривать с “Ведомостями” не захотел.

Юшкевич проработал на Дерипаску четыре года. Он окончил Минское высшее инженерное зенитно-ракетное училище, Московскую государственную юридическую академию и Columbia University Law School. В 1995–2001 гг. Юшкевич был управляющим директором ИК “Тройка Диалог”. А в 2002 г. перешел на работу в “Базовый элемент” Олега Дерипаски на должность управляющего директора автомобилестроительного, алюминиевого и авиационного бизнесов. В конце 2003 г. Юшкевич стал генеральным директором “Руспромавто”.

Перед ним были поставлены сложные задачи: консолидировать разрозненные активы “Руспромавто”, сохранив ведущую позицию в производстве коммерческих автомобилей, подготовить экспансию на развивающиеся рынки и сделать компанию публичной. “Публичной компанией ГАЗ пока стать не успел, – констатирует аналитик “Центринвест груп” Геннадий Суханов, – но IPO ГАЗа – настолько глобальная задача, что пока не закончен даже переход на единую акцию”. Зато Юшкевичу удалось собрать все активы, и хотя консолидация пока не завершена, но это уже вопрос технический. “Пятерку Юшкевичу за эту работу все равно можно ставить”, – резюмирует Суханов. Его главной задачей было консолидировать холдинг и это он сделал, соглашается Александр Агибалов из AG Capital Management.

Кресло гендиректора “Руспромавто” Юшкевич в 2005 г. сменил на место председателя совета директоров компании. “Он занимается стратегией развития компании”, – рассказывал “Ведомостям” сменивший его на посту гендиректора “Руспромавто” Максим Авдеев. Сам он покинул свой пост незадолго до того, как это сделал Юшкевич.

Но если уход Авдеева был ожидаемым, то отставка Юшкевича – настоящий сюрприз, говорит близкий к “Базэлу” источник, знакомый с Юшкевичем. Ни о каких конфликтах в руководстве “Руспромавто” или ГАЗа он не слышал. Хотя предполагает, что на решение Юшкевича мог повлиять “авторитарный” Золотарев. Что за бизнес у Юшкевича, собеседник “Ведомостей” не знает, но уверен, что он связан с инвестициями и фондовым рынком. “Юшкевич – прирожденный финансист, его и в “Базэл” позвали как раз для того, чтобы собрать вместе все автомобильные активы”, – рассуждает собеседник. Торин добавляет в список личных заслуг Юшкевича и совместное предприятие ГАЗа с Renault Trucks по производству среднетоннажных грузовиков. “Это, можно сказать, личная заслуга Юшкевича”, – отмечает Торин.

А вот соглашение ГАЗа с DaimlerChrysler о выкупе сборочного и сварочного оборудования завода Sterling Heights Assembly Plant в Мичигане, производящего Chrysler Sebring и Dodge Stratus, уже заслуга Эберхардсона, который вел эти переговоры, говорит Агибалов. Назначение председателем правления ГАЗа Эберхардсона, по его мнению, показывает, что “компания выбрала более активную позицию по сотрудничеству с крупнейшими иностранными производителями – иностранцу на этом посту будет проще с ними договориться”.

Кадровые перестановки – не единственная важная новость ГАЗа, настаивает Торин. По решению собрания ГАЗ впервые выплатит акционерам дивиденды – 38,4 руб. на акцию, всего – 560 млн руб. (к 3,2 млрд руб., которые пообещал за выкуп почти 10% собственных акций с 16 июня по 31 июля). Кроме того, в совет избраны три независимых директора, включая управляющего партнера Automotive Advisors & Associates Ханса Гюнтера Боллинга. Юшкевич тоже был в списке кандидатов, но за него не стали голосовать по его же просьбе, говорит Торин.