Непрофильная активность


Владимиру Миронову 52 года. Он работает президентом Московско-Парижского банка и сниматься в кино никогда не мечтал. Зато однажды посодействовал в поисках денег для фильма “Московская сага”, сведя кинематографистов с руководством одной крупной сырьевой компании. Когда режиссер и продюсер картины Дмитрий и Антон Барщевские спросили, что бы тот хотел получить взамен, банкир, набравшись смелости, ответил: “Посмотрите меня на роль Сталина”. Сходство с вождем оказалось поразительным. “Когда я, загримированный, вышел на съемочную площадку, где сидели несколько актеров Театра Шота Руставели, грузины при виде меня встали”, – вспоминает Миронов.

“Ситуации, когда бизнесмены начинают увлекаться искусством, встречаются довольно часто, – комментирует ведущий консультант консалтинг-центра “Шаг” Юлия Капитанчук. – В особенности это характерно для предпринимателей первой волны – людей в большинстве своем очень талантливых, о чем можно судить по масштабам их бизнеса. Поскольку главному детищу своей жизни в течение многих лет они отдавали 24 часа в сутки, накопилась усталость, и теперь они задумываются над тем, как бы высвободить время, чтобы реализовать себя и в других сферах”.

“Прошли те годы, когда бизнес рождался практически в военных условиях, – рассуждает Владимир Скрипниченко, директор по развитию общественных связей компании Magram Market Research. – В наши дни экономико-политическая ситуация в стране стабилизировалась, основные бизнес-процессы в компаниях отлажены, и теперь их владельцы начинают уделять больше времени своей творческой жизни, личностному развитию и общению”. По его мнению, одна из причин такой тяги к искусству кроется в сильной психологической нагрузке, которую испытывает человек из-за необходимости каждый день принимать серьезные решения. “В этом смысле кино, музыка, театр или любая другая деятельность способны отвлечь его от реалий суетного бытия и дать уникальную возможность прожить другую жизнь”, – добавляет он.

И приятно, и полезно

39-летний Анатолий Журавлев, гендиректор архитектурно-строительной компании Rosenfield Holdings, музыкой увлекается с 12 лет. В свое время он приехал в Москву из далекого Северного Казахстана, чтобы поступить на экономический факультет МГУ, а потом открыть свой бизнес. “Я хотел зарабатывать деньги с одной-единственной целью – чтобы создать профессиональную хард-рок-группу и в главном деле своей жизни – музыке – быть свободным”, – говорит Журавлев.

В полном составе его коллектив, получивший название “АнЖ”, впервые появился в июле 2003 г. в прямом эфире MTV в программе “Тотальное шоу”, а в июле прошлого года группа заняла 1-е место в ежемесячном чарте программы “Рок-прицел” на “Радио России”. Вскоре Журавлев заметил, что его увлечение положительным образом сказывается на бизнесе. “Рассеялся образ неприступного, сурового мужика, каким я представлялся своим партнерам, и нам стало легче понимать друг друга”, – рассказывает он. Чиновники к Журавлеву тоже расположились – особенно те, чьим детям нравится тяжелая музыка, в том числе творчество “АнЖ”. “Во всяком случае, бумаги в ведомствах подписывать стали быстрее”, – признается предприниматель.

Успех в делах не обошел и дебютировавшего в кино Владимира Миронова. После того как фильм вышел на экраны, один из самых крупных руководителей столичного правительства встретился с творческой группой и лично поблагодарил всех за работу. С тех пор, уверяет Миронов, чиновник с еще большим вниманием выслушивает любые его предложения. “К примеру, три года назад мы купили здание в Милютинском переулке, и сейчас он принимает активное участие в получении нами разрешения на его реконструкцию”, – рассказывает Миронов.

Коллег по бизнесу банкир тоже немало удивил. Когда в позапрошлом году он отмечал юбилей, гостям, среди которых были высокопоставленные депутаты Госдумы, показали часовую нарезку кадров из фильма. “Все были в восторге, – признается Миронов. – Неожиданно я открылся людям с совершенно новой стороны”.

Прекрасного в меру

Увлечение руководителя искусством далеко не всегда приводит к успеху. “Если владелец компании одновременно и ее главный маркетолог, и лучший продавец, и управление выстроено таким образом, что без его участия не может быть принято ни одно решение, то, отвлекаясь на творчество, он рискует потерять источник финансирования своего хобби”, – предупреждает Анастасия Варечкина, управляющий директор консалтинговой компании “АксионБКГ”. Кроме того, любой профессиональный подход к делу требует колоссального труда и времени, если же человек пытается совмещать и то и другое, что-то одно обязательно пострадает, добавляет она. Варечкина вспоминает случай владельца одной крупной винодельческой компании, решившего снять боевик. Деньги на первоначальные расходы он взял из своего основного бизнеса, при том что компания планировала расширяться и выводить на рынок новые марки. Снять фильм так и не удалось – “у предпринимателя не хватило опыта”. А ущерб от увлечения составил около $1,5 млн.

“Бизнес требует неусыпного контроля, для творчества же нужны время и уединение”, – соглашается с экспертом Журавлев. Вместе с тем он отмечает, что музыкой занимается без ущерба для бизнеса. “В компании работает сильная команда, которая в случае чего может безболезненно меня заменить”, – уверяет он. А по мнению Миронова, чем больше человек занят разносторонними делами, тем больше он успевает в жизни.