ВЕКТОР


Валютообменный маркетинг

На прошлой неделе Федеральная антимонопольная служба (ФАС) поведала, что очередная проверка столичных пунктов обмена валюты вновь выявила нарушения в их работе. Управление ФАС по Москве и Московской области проверило около 100 обменных пунктов. И в трех из них заявленные на выносных щитах и табло курсы не соответствовали котировкам, которые объявляются непосредственно в помещении пункта. Обменники часто завлекают клиентов выгодным курсом. Сколько таких – более 3%, выявленных антимонопольной службой, или менее 3%, – судить сложно. Но вот ожидать, что рейды ФАС искоренят “игру с курсами”, не приходится. Ведь в последнее время российские граждане активно избавляются от долларов. А рост подобных операций сулит заработки и обменникам. Не все из них выставляют разные котировки. Кто-то указывает мелким шрифтом, что обнародованный на улице курс – лишь для крупных сумм. А если клиент все равно захочет продать доллары, то в обменнике вдруг не окажется рублей. На других табло “случайно” не выставлена или просто не читается одна из цифр, в результате чего курс снова становится привлекательным. Список ухищрений можно продолжать. Но, может, вместо него антимонопольной службе проще создать другой список –по аналогии с тем, куда она заносит банки, информирующие потребителей о всех условиях предоставляемых потребительских кредитов?

Хитрое яблоко

Корпорация Apple Computer может повторить судьбу Microsoft – не по объемам бизнеса, а по пристальности внимания антимонопольных органов. Apple, создавшая популярную музыкальную службу iTunes, использует ее для продвижения собственного не менее популярного плейера iPod. В iTunes применяется собственный музыкальный формат, отличный от повсеместно используемого MP3, и композиции, приобретенные в этом магазине, невозможно слушать на MP3-плейерах. Тактика “взаимной раскрутки” оказалась очень успешной – в США и Великобритании на долю iPod приходится порядка 80% рынка цифровых плейеров, примерно такую же долю занимает магазин iTunes на рынке онлайновой музыки. Число загрузок файлов с портала iTunes превысило миллиард, а продажи iPod обеспечивают около 40% всех доходов Apple.

На прошлой неделе законодатели Дании, Норвегии и Франции заявили, что Apple должна обеспечить совместимость форматов и что в противном случае доступ американской компании на рынки этих стран будет закрыт. Во французском парламенте близок к принятию закон, согласно которому производители должны обеспечивать совместимость всех электронных устройств одного назначения. Аналогичное решение сейчас готовится и в Финляндии. “Когда я покупаю автомобиль, я вправе ожидать, что он будет работать на бензине любой стандартной марки, – поясняет Сью Чарман, руководитель общества защиты прав потребителей Open Rights Group. – Но когда мы покупаем музыкальные записи, наши возможности оказываются намного более скромными”. Оправданием Apple может служить тот факт, что подобная несовместимость конкурирующего “железа” и “софта” не так уж и редка – например, на рынке игровых приставок.