ЗСД получит 28 млрд руб.


Вчера инвестиционная комиссия при правительстве РФ по отбору проектов, претендующих на средства инвестиционного фонда, одобрила выделение средств из фонда на строительство ЗСД. В течение 40 дней правительственная комиссия примет окончательное решение, говорит вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов.

По словам замминистра экономического развития Кирилла Андросова, к проекту возникли небольшие дополнения, которые, впрочем, не повлияют на его рассмотрение. Аналогичные вопросы возникли и к трем другим проектам, одобренным вчера, отмечает замминистра.

По словам Андросова, из 83,6 млрд руб., необходимых для строительства дороги, инвестфонд может предоставить 28 млрд руб., что составляет 34% от стоимости проекта. Ранее правительство Санкт-Петербурга заявляло о планах выделить 10,78 млрд руб. из бюджета города, а оставшуюся сумму должен внести инвестор. После окончания строительства в 2010 г. он получит магистраль для эксплуатации на платной основе.

Идея строительства магистрали появилась еще в начале 1990-х гг., говорит Игорь Лукьянов, гендиректор ОАО “ЗСД”, созданного в 1997 г. для реализации проекта. Поиск источников финансирования ведется почти 10 лет и с получением средств инвестфонда не закончится, утверждает он. По словам Лукьянова, правительства России и Петербурга готовят распоряжение о проведении концессионного конкурса по выбору инвестора. С победителем конкурса будет заключен договор о реализации и управлении проектом сроком на 30 лет. Срок окупаемости проекта, в соответствии с бизнес-планом, составляет 25 лет с момента начала строительства, замечает Лукьянов.

Для развития города с пятимиллионным населением такие объекты, как ЗСД, жизненно необходимы, считает руководитель представительства порта Гамбург в Петербурге Дмитрий Васильев. По его словам, ЗСД облегчит коммуникацию северной части города с южной. “На севере расположена значительная часть складских терминалов и выезд на скандинавское направление, юг – это транспортный выход на Москву и регионы”, – поясняет Васильев.

Молчанов согласен, что после строительства ЗСД транспортные потоки, особенно в южной части города, полностью изменятся, что позволит серьезно разгрузить, например, подходы к порту. “Экономике города эта дорога принесет скорее косвенный эффект, который трудно поддается подсчету”, – говорит вице-губернатор.

Васильев считает, что ЗСД даст толчок развитию логистического бизнеса в Петербурге, а также повысит “интерес рынка к проектам логистических терминалов”.

С ним согласен гендиректор Агентства специальных исследований Рубен Тертерян. По его словам, ЗСД создаст условия для развития петербургского порта, из которого автомобильным транспортом вывозится около 33% грузов. По итогам 2005 г. оборот порта составил около 1,1 млн 20-футовых контейнеров (TEU). “Этот показатель уже сейчас можно было бы увеличить до 1,4 млн TEU, если бы не проблемы с вывозом грузов”, – говорит Тертерян. По его оценке, с учетом строительства ЗСД производительность порта к 2008–2010 гг. могла бы увеличиться до 2 млн TEU в год, а компании, специализирующиеся на логистике, могли бы заработать дополнительно около $1,4–1,5 млрд в год.

Кроме того, строительство ЗСД само по себе станет крупным бизнес-проектом для строительных компаний и поставщиков стройматериалов, добавляет Тертерян.

Строительство магистрали повысит мобильность жителей Петербурга, отмечает аналитик, что, в свою очередь, является плюсом для торговых компаний. “Интенсивность транспортного потока наравне со стоимостью аренды являются ключевыми параметрами при разработке проектов торговых центров, – говорит Тертерян. – С появлением ЗСД появится много площадок, интересных с точки зрения торговой недвижимости”. У ритейлеров проект пока не вызвал энтузиазма. Вряд ли проект окажет существенное влияние на развитие розничной торговли, хотя он будет на руку торговым центрам регионального формата, считает топ-менеджер крупной торговой сети, просивший не называть его имени в печати. По его словам, в зоне ЗСД практически нет свободных участков, кроме того, с трассы, поднятой над землей, сложно будет съехать. “Это хорошо для логистики, но плохо для торговли”, – говорит собеседник “Ведомостей”.