Футбол-2006: Прямая трансляция


В Штутгарте сильно пахло порохом: матч за третье место, блестяще выигранный молодой немецкой сборной у Португалии, плавно перетек в церемонию награждения бронзовых медалистов чемпионата мира. Она получилась столь же яркой, как и праздник открытия, – эмоциональная музыка, поющий стадион, фейерверк, рвущий в разноцветные клочья ночное небо над одним из самых дорогих городов Германии. Страна, трижды побеждавшая на Кубках мира, на этот раз чуть-чуть недотянула до финала, но после длительного спада клубного футбола и бронза мундиаля –

веское основание для ликования.

Обменивались рукопожатием непримиримые конкуренты Леманн и Кан, одновременно покидающие национальную команду; от удовольствия подпрыгивала при вручении медалей канцлер Ангела Меркель; болельщики час не покидали трибуны, без устали аплодируя своим игрокам, сумевшим сделать то, во что никто особо не верил. Красочные «3:1» на табло «Готлиб-Даймлер Штадиона» смотрелись вызовом предстоящему матчу за первое место. Финалы чемпионатов мира в последние годы перестали быть зрелищем. Редкие исключения лишь подчеркивали тенденцию. Так и вышло.

Берлин, а вместе с ним более миллиарда телезрителей, застывших у экранов, стали свидетелями, как яркая игра в начале финального матча постепенно сходит на нет. Франция с Италией и не думали играть «на ноль», но, обменявшись быстрыми голами, сразу успокоились – и финал постепенно обернулся неожиданным противостоянием Зидана с Матерацци. Итальянец нарушил правила в своей штрафной, капитан Les Blues уверенно реализовал 11-метровый, однако скорый ответ оппонента вышел не хуже – забить после подачи углового из-под почти двухметрового Виейра дорогого стоит. А потом, через полтора часа выжидательного футбола, болельщики остолбенели, увидев, как сказавший что-то Зидану в спину Матерацци летит на траву после бычьего удара француза.

Красная карточка, скомканный удар Трезеге в послематчевой серии пенальти – и четвертый титул у «Скуадры Адзурры». И практически полная тишина на улицах Берлина: одним было грустно, другим стыдно. Матерацци, грязно спровоцировавшему Зидана, дали золотую медаль – у боссов ФИФА не было выбора. Лучший игрок Кубка мира, заслуженно получивший «Золотой мяч», на церемонию награждения финалистов не вышел, но у болельщиков не было к нему претензий. В их сердцах Зидан, ушедший из большого футбола на столь противоречивой ноте, все равно остался великим.

Победа Италии оказалась с душком, и, может, поэтому эхо от финала получилось недолгим. В понедельник Германия уже не думала о футболе: города, принимавшие чемпионат, привычно сияли – не было даже ветра, который бросал бы под ноги прохожим остатки афиш. Впрочем, афиш-то здесь и не наблюдалось: незачем лишний раз напоминать о празднике, больше месяца служившем навязчивой идеей для всей планеты. Празднике, который дал Германии прибыль в несколько миллиардов евро, Италии золотые медали, а всем нам надежду, что через четыре года ЮАР сможет провести 19-й Кубок мира не хуже. Чтобы так же было, что вспомнить.