Голова в облаках


Летом люди летают. В Подмосковье можно прыгнуть с парашютом, заложить вираж на самолете, степенно воспарить на воздушном шаре. Но самое главное удовольствие – парить как птица на параплане, дельтаплане или планере, используя восходящие потоки воздуха. Предварительная подготовка не нужна: достаточно полететь вместе с пилотом-инструктором, а в воздухе вам дадут порулить.

Планер: самолет без мотора

Взлет планера – как медленное погружение в воду. Посвистывает ветер, гудит самолет-буксировщик. Планер осторожно отрывается от земли, долго летит над асфальтом, так же тихо поднимается на высоту 300 метров и отцепляется от самолета. Все это почти бесшумно. На первый взгляд подниматься в воздух на самолете без мотора кажется верхом глупости, но, как уверяют пилоты, планер вполне безопасен: в нем просто нечему ломаться. Он набирает высоту за счет подъемной силы воздушных потоков, поэтому пилот должен быть знаком с метеорологией, обладать пространственным воображением и особым чутьем, которое пассажиру кажется почти мистическим, – предвидеть и улавливать эти невидимые потоки. В двухместных планерах место пассажира перед пилотским. В хорошую погоду можно часами парить под облаками либо на себе испытать, что такое штопор или мертвая петля: планер позволяет выполнять фигуры высшего пилотажа. Кабина у планера закрытая, так что чувствуешь себя словно в самолете. Только чуть-чуть игрушечном.

Параплан: полет во сне

Это единственный летательный аппарат, который умещается в большой рюкзак. Десятиметровый купол стропами соединен с подвеской – мягким креслом для пилота. Место пассажира – в подвеске перед пилотом. Можно болтать ногами и глядеть на мир с высоты в несколько сот метров. Вокруг только воздух. Наверное, как-то так и летаешь во сне. Хочется большего экстрима — можно попросить пилота войти в крутую спираль (параплан будет вращаться на месте).

Средняя скорость параплана 30–50 км/ч, длительность полета зависит только от погоды и мастерства пилота. На параплане можно покататься и одному даже без предварительного обучения: на тросе, прицепленном к автомобилю, вас поднимут на высоту нескольких этажей.

Но если вы хотите отправиться в одиночку в свободный полет, приготовьтесь побегать: учиться приходится на земле. Пара выходных, проведенных в беготне по полю и попытках удержать над головой десятиметровый кусок ткани, – и вы точно поймете, для вас ли это развлечение.

Дельтаплан и дельталет: лететь как птица

Дельтаплан похож на огромную птицу с размахом крыльев почти в 10 метров. Пилот и пассажир лежат параллельно земле в метре под крылом, в специальной подвесной системе, напоминающей спальный мешок. Полет максимально приближен к птичьему: крыла над головой не видишь, не чувствуешь и постепенно начинаешь воспринимать его как собственные крылья, которые несут вперед со скоростью 25–90 км/ч.

В Подмосковье дельтаплан поднимают в воздух машиной или лебедкой. Аппарат управляется движениями тела. Хотите повернуть? Перенесите вес тела в нужную сторону – и дельтаплан продолжит маневр. Опытному человеку достаточно просто подумать, куда он хочет сместиться, – и небольшое мышечное усилие довершит все остальное. Как делать это правильно, в дельтапланерных школах учат около года.

Более комфортабельная штука дельталет – дельтаплан с двигателем.

Он движется со скоростью до 120 км/ч, пилот и пассажир сидят в открытой кабине (пассажир сзади). Самые острые ощущения –от взлета и посадки. Короткий разбег по взлетной полосе – и вы видите, как трава сначала пригибается под колесами, потом медленно уходит вниз, а горизонт стремительно расширяется.

На дельталете можно закладывать виражи, накреняясь почти на 90 градусов (так, что крыло аппарата будет опущено почти вертикально вниз) или лететь в паре метров над землей. На большой высоте скорость не ощущается, но чем ниже, тем сильнее чувствуется движение. Попросите пилота сделать «горку». Дельталет на секунду зависнет в воздухе – а потом резко пойдет вниз, не теряя скорости. В краткий миг перед снижением можно ощутить настоящую, космическую невесомость.

Автожир: мотоцикл для трех измерений

Автожир напоминает крошечный вертолет или большой мотоцикл с тремя колесами и пропеллером сзади. Корпус аппарата почти не заслоняет от воздушного потока: перед лицом, как на мотоцикле, только стеклообтекатель. Управляется автожир легким движением ручки, напоминающей компьютерный джойстик. Преимуществ у аппаратика множество: он не входит в штопор, может использоваться круглый год – бывают автожиры с закрытой отапливаемой кабиной, при необходимости взлетает и садится вертикально, как вертолет. Может летать на малых высотах, но и подниматься на пять километров, варьировать скорость от 30 до 170 км/ч. В управлении автожир несложен, поэтому позволяет любоваться пейзажами даже в тех ситуациях, когда пилот самолета не смог бы отвлечься от управления. А у пассажира возникает ощущение полета на метле. Даже странно, что в России женщины на автожире почти не летают.

По словам Александра Ламека, президента «Твистер-клуба», занимающегося производством автожиров, в России всего около 60 таких машин, но желающих покататься (а то и купить) становится все больше. Аппараты делают на заказ, срок изготовления — четыре месяца. «Это направление малой авиации находится в стадии развития, – говорит директор компании «Аэромеханика» Александр Ваньков. – Авиатуризм не наше профилирующее занятие. У клуба в собственном пользовании только один аппарат. На нем мы проводим ознакомительные полеты для тех, кто хочет разместить у нас заказ на изготовление автожира».