Немецкий борец с человеческим фактором


“Мы что-то вроде мотора, ведь для работы современных корпораций необходим мощнейший мотор”, – поясняет Кагерманн сущность нового программного продукта своей компании, получившего название “архитектура корпоративных систем” (ESA). Этот продукт обеспечивает взаимодействие разных программных пакетов вроде систем бухгалтерского и складского учета или программ управления отношениями с клиентами, разработанных как самой SAP, так и другими производителями.

Кагерманн руководит SAP, крупнейшим в мире разработчиком управленческих программ, последние три года. Это было время восстановления отрасли высоких технологий после тяжелого кризиса, последовавшего за бумом конца 1990-х. Кагерманн активно вкачивал деньги в исследования, подготовив выпуск новых, более дружественных пользователю продуктов, основанных на интернет-технологиях.

“Органичный рост” – вот его любимый девиз. Глава SAP уверен, что стратегия органичного роста позволит его компании увеличить отрыв от главного конкурента, американской Oracle. По размеру рыночной доли SAP превосходит Oracle более чем вдвое.

Выпуская систему ESA, немецкая корпорация рассчитывает привлечь новых клиентов из числа мелких и средних компаний. Сейчас объем годовых продаж SAP составляет 8,5 млрд евро. И, по прогнозам руководства, к 2010 г. этот показатель должен удвоиться.

“На рынке программного обеспечения (ПО) отдельные сегменты поделены между несколькими сильными игроками, и мы будем зарабатывать деньги, используя их разработки”, – говорит Кагерманн. С этой целью SAP заключает соглашения о партнерстве с крупнейшими поставщиками ПО. Так, сделка с Microsoft предусматривает создание продуктов, позволяющих интегрировать системы SAP с приложениями Microsoft Office, аналогичное партнерство с IBM направлено на обеспечение совместимости с базами данных “голубого гиганта”.

Победитель Oracle

Пока Кагерманн говорит о технологиях, его речь течет плавно и логично, но как только ему задают личный вопрос, наступает заминка. Он отводит голубые глаза, и ему явно неловко. Впрочем, Кагерманн рассказывает, что пришел в SAP в 1982 г. и “стал в компании, кажется, 86-м сотрудником”. “Тогда все обязательно играли в какую-нибудь игру с мячом, а тон в этом задавала тройка основателей компании – Хассо Платтнер, Клаус Чира и Дитмар Хопп, – мечтательно вспоминает Кагерманн. – Я там организовал волейбольную команду, но она просуществовала недолго. Так что в смысле спорта наследство, которое я оставлю SAP, будет небольшим”.

В следующем году срок контракта Кагерманна с SAP истекает, и руководитель пока отказывается говорить, будет ли он его продлевать. “На самом деле успехи SAP или ее стратегия не зависят от решения этого вопроса, – заявляет он. – Собственно, решение пока не принято, еще слишком рано”.

Вряд ли инвесторы согласятся с этим мнением. Став в 2003 г. гендиректором крупнейшей в Европе и третьей в мире компании – разработчика ПО, этот типичный интеллектуал перенял бразды правления у блистательного предшественника, Платтнера. Смена руководства заметно отразилась на бизнесе SAP. По данным AMR Research, доля немецкой компании на мировом рынке ERP-систем за 2003–2005 гг. выросла с 35% до 43%. Ближайший конкурент, американская Oracle, сейчас контролирует лишь 19% рынка, хотя эта корпорация в последние годы активно скупала других разработчиков ERP, потратив на эти цели порядка $19 млрд. Между тем в 2003 г. совокупная рыночная доля Oracle и PeopleSoft (сейчас входит в состав Oracle) достигала 25%.

Бизнес SAP в период правления Кагерманна характеризовался ежегодным ростом продаж и прибылей болеем чем на 10%. В результате любой признак малейшего замедления роста инвесторы воспринимают с тревогой. В июле SAP объявила, что во II квартале продажи выросли всего на 8% из-за отмены крупных заказов, и ее акции сразу подешевели на 5%. Однако даже такие квартальные сбои не могут сильно омрачить общую картину успеха Кагерманна. Операционная рентабельность SAP, в 2002 г. составлявшая 22%, в прошлом году достигла почти 28%, в результате чего рыночная капитализация компании увеличилась вдвое до 70 млрд евро. Из немецких компаний только Deutsche Telekom и E.On превосходят SAP по этому показателю.

“Разумеется, это не только моя заслуга. Мы – хорошая команда, – говорит Кагерманн. – Это значит, что в случае ухода любого из нас на его место всегда найдется замена. Очень опасно, когда все в компании начинает слишком сильно зависеть от одного человека”. Кагерманн, бывший преподаватель физики в Брауншвейгском университете, похоже, доверяет системам больше, чем людям. Недаром он оставил университетскую карьеру ради работы в компании, которая стремится минимизировать ненадежный “человеческий фактор”. SAP оказалась для Кагерманна подходящей компанией – здесь качество организации всегда было важнее личности конкретного руководителя. “Статистически доказано, что назначать новых руководителей из числа собственных сотрудников лучше, чем привлекать их со стороны”, – констатирует глава SAP, имея в виду и свою карьеру. Это позволяет предположить, что при необходимости выбирать себе преемника Кагерманн будет рассматривать прежде всего кандидатуры шести своих коллег по правлению SAP. Наиболее вероятными кандидатами считаются глава подразделения маркетинга Лео Апотекер и молодой руководитель разработчиков Шай Агасси.

Несмотря на любовь Кагерманна к системам, его личная роль очень велика для компании, успехи которой сопровождаются непростыми проблемами, в частности в отношениях с профсоюзами. В прошлом году компания наняла 5000 новых сотрудников, но большинство рабочих мест были созданы за рубежом. Только 40% сотрудников SAP (общее число которых составляет 34 000 человек) сейчас заняты в Германии, а в дальнейшем их доля будет сокращаться. Исследования и разработка программ все чаще передаются на исполнение в США или Индию.

Довольные немцы

В облике Кагерманна есть что-то от шаблонного образа сумасшедшего профессора. Однако большинству немецких сотрудников SAP он ближе, чем Апотекер – немец, живущий в Париже, или Агасси, израильтянин из калифорнийского Пало-Альто. Заслужить любовь сотрудников было непросто. Платтнер, обладавший очень яркой индивидуальностью, в течение десятилетий был символом компании. Он прославился своими публичными дебатами с главой Oracle Ларри Эллисоном по поводу развития отрасли, а также игрой на гитаре в ходе мероприятий с участием корпоративных клиентов. Этого лидера сменил малозаметный человек, которого никто по-настоящему не знал. Кагерманн начал свою работу в SAP с создания системы учета затрат, а затем долгое время был помощником руководителя в секторе, полном ярких звезд. “Производить впечатление на людей лучше не словами, а делами”, – объясняет Кагерманн свою скромную позицию. Как ни парадоксально, но именно это желание избежать славы стало самой яркой чертой нового руководителя. Приход Кагерманна вселил уверенность и оптимизм в немецких сотрудников, среди которых нередко возникали дебаты по поводу засилья иностранцев.

Спокойная манера Кагерманна иногда раздражает собеседников. Однажды ему пришлось беседовать с недовольным японским заказчиком, который долго перечислял причины своего нежелания работать с SAP. Глава SAP после каждого пункта претензии прерывал своего визави, говоря: “Наша система может делать это”.

“Я только однажды видел, как японец по-настоящему выходит из себя, – вспоминает с лукавой улыбкой Кагерманн. – Как правило, это очень сдержанные и вежливые люди”. Неудивительно, что руководителей Oracle этот человек раздражает не меньше, чем прежде Платтнер.

Будучи техническим гуру, Кагерманн весьма осторожно относится к интернет-технологиям и пользуется Интернетом “консервативно”. Он ценит проект Wikipedia, онлайновую энциклопедию, создаваемую добровольцами, но другие аспекты Web напоминают ему Большого Брата Оруэлла или даже вызывают презрение.

Поскольку SAP делает программы не для конечных потребителей, а для бизнеса, он считает возможным не спешить с переходом на интернет-технологии. “Бесплатная почта может заменить программы типа Microsoft Outlook, но полноценные бесплатные финансовые системы появятся в Сети очень не скоро”, – полагает Кагерманн. (FT, 16.07.2006, Александр Силонов)