Ненужные уроки


За последние два с половиной года – время существования российского представительства Ferrari – в России было официально продано 86 машин данной марки: 16 – в 2004 г., 30 – в 2005 г., а в нынешнем – уже 40. Для сравнения: ежегодно концерн продает в мире 4600 машин. Сейчас в Москве насчитывается 130 автомобилей Ferrari и еще около 70 – в регионах, отмечают в представительстве автопроизводителя.

Спортивных автомобилей Porsche в Москве несколько больше. Около 2000 автомобилей этой марки ездят сейчас по Москве и области, отмечает Оксана Хартонюк, PR-менеджер Porsche Russland.

За прошлый финансовый год в России было продано 386 автомобилей знаменитой марки, примерно каждый 10-й из них – спортивный автомобиль, отмечает она.

Управление спортивным автомобилем требует специальных навыков, утверждает Александр Плющенко, председатель правления “Банка проектного финансирования”, c 2003 г. владелец автомобиля Ferrari. Но изучать и совершенствовать их особенно негде.

Мешают предельно допустимая скорость движения (в Москве 60 км/ч) и качество московских дорог. “Приходится ежегодно ремонтировать днище автомобиля”, – говорит Плющенко. Поэтому он регулярно выезжает на дмитровский автополигон. “Трасса хоть и короткая, но гладкая”, – поясняет он. Освоиться с мощным автомобилем на высоких скоростях ему помогает друг-автогонщик, имени которого Плющенко не называет.

Впрочем, далеко не все владельцы спортивных автомобилей готовы обращаться за советом к профессионалам. “За пару лет работы офиса Porsche в Москве 20 человек изъявляли желание пройти тренинги, – утверждает Оксана Хартонюк. – Я сопровождала их в поездках на треки Porsche Leipzig, а также в Финляндию на трассу Arctic driving center”.

“За три года существования нашего представительства всего два человека прошли дополнительное обучение вождению”, – вспоминает Александра Фомина, московский бренд-менеджер Ferrari. Такие занятия проводят титулованные инструкторы, в том числе члены команд “Формула-1”. Но их знания и опыт российским владельцам Ferrari не слишком нужны. После первого круга бизнесмены нередко говорят инструктору: “Хватит мной помыкать, я хочу утопить педаль и насладиться скоростью и комфортом”, рассказывает Фомина.

Но все же в России находятся те, кто надеется превратить обучение навыкам вождения спортивного автомобиля в прибыльный бизнес. Первую подобную школу открыл в Москве в 2002 г. Олег Кессельман, владелец гоночной команды “Кессельман-моторспорт” и одноименной компании. Основная сфера деятельности компании Кессельмана – спортивный маркетинг и PR. Другими словами, на западных соревнованиях он занимается продвижением российских брендов (например, на Кубке Porsche Carrera в Германии в 2004 г. спонсором команды Кессельмана выступала пивоваренная компания “Балтика” с брендом “Ярпиво”), а на российских гонках – западных автопроизводителей.

Школа Кессельмана проводит занятия по вождению спортивных автомобилей как для корпоративных клиентов (например, сотрудников и клиентов российских представительств компаний Porsche, Saab, Opel и Cadillac), так и для индивидуальных автолюбителей. Стоимость однодневного курса составляет около $500. За четыре года в занятиях в автошколе приняли участие около 500 человек, отмечает Кессельман.

Но полноценного бизнеса пока не получилось. Финансовые показатели своей компании Кессельман не раскрывает, отмечая лишь, что выручка школы составляет порядка $200 000 в год.

Заработать на уроках вождения не получилось пока и у бывшего автогонщика Сергея Успенского, владельца группы компаний “У-Сервис плюс” (автосалоны и автосервисы Subaru, Citroen, Nissan). Впрочем, его школа “Академия скорости” открылась всего несколько месяцев назад, в начале 2006 г. В ее программе три курса, соответствующих классу автомобилей. Курс вождения спортивного автомобиля – стоит 19 300 руб. (12 600 на своей машине). Обучение состоит из трех занятий по 2 часа. Тренировки проходят в Тушине. По словам Марка Подольского, гендиректора школы “Академия скорости”, до последнего времени на такие занятия просто не было спроса. Возможно, поэтому он не строит агрессивных планов. За первый год работы школы выручка составит $150 000, прогнозирует он. Если верить данным базы данных “СПАРК-Интерфакс”, оборот компании “У-Сервис плюс” в 2005 г. составил 2,8 млрд руб. ($104 млн). Другими словами, школа принесет Успенскому не больше 0,15% его годового оборота.

“Обучение вождению спортивных автомобилей – очень маленький сегмент рынка”, – утверждает Анастасия Белова, генеральный директор “Школы безопасного вождения”, которая проводит занятия в Москве, Санкт-Петербурге и Нижневартовске. Зато и конкуренция в нем невысока. В ближайшее время ситуация вряд ли серьезно изменится, отмечает она. “В Москве насчитывается около 400 предприятий, где обучают лицензионному вождению (вождению “на права”). Зато автошкол постлицензионного обучения – помогающих водителям совершенствовать свои навыки – не более десятка. Больше столице и не нужно”, – считает она.