Уволен без претензий


Создание ОЭЗ Греф пробивал четыре года. Добившись этого, он поставил во главе агентства Жданова, который до административной реформы был его заместителем в министерстве. По словам одного из чиновников Минэкономразвития, Греф вернул Жданова на госслужбу, зная его способность поднимать новое дело и “умение не дать разворовывать бюджет”. Карьеру Жданов начинал милиционером и стал самым молодым генералом милиции в России. К моменту перехода в РосОЭЗ он возглавлял совет директоров крупнейшей группы строительных компаний “СУ-155”. “Я бросил огромную зарплату и шикарные перспективы по выводу компании на строительные рынки десятков стран”, – сказал он в интервью “Ведомостям”. Работу в агентстве он назвал “самым большим проектом в своей жизни”.

Но проект прервался уже через год: 11 сентября Фрадков освободил Жданова от должности в связи с переходом на другую работу. Греф через пресс-секретаря Аллу Борисенкову передал, что Минэкономразвития довольно работой Жданова и его уход не связан с профессиональной деятельностью. “Все, что он мог совершить здесь, он совершил”, – сказала пресс-секретарь РосОЭЗ Ирина Волина.

В прошлом году был проведен конкурс, на котором отобраны шесть промышленных и технико-внедренческих зон в Томске, Елабуге, Зеленограде, Липецке. Через несколько лет они помогут ускорить рост экономики, уверен Жданов. По его инициативе законодательство позволило создавать туристические ОЭЗ, ожидается появление портовых зон. На строительство инфраструктуры в этих зонах бюджет-2007 зарезервировал 11,1 млрд руб. Агентство стало курировать развитие технопарков. В марте этого года РосОЭЗ получил в управление инвестфонд, в котором аккумулируется около 130 млрд руб. Из фонда будут финансироваться строительство дороги Москва – Санкт-Петербург, Западный скоростной диаметр и Орловский тоннель в Санкт-Петербурге, развитие Нижнего Приангарья, нефтехимический комплекс в Татарии.

“Агентство переросло задуманные рамки, а под контроль Жданова попали большие финансовые потоки и крупнейшие инфраструктурные проекты”, – говорит чиновник правительства. По словам бывшего чиновника аппарата Белого дома, на увольнении Жданова настаивали представители ФСБ, связанные с помощником президента Виктором Ивановым. “Они требовали важных позиций в РосОЭЗ, а Жданов не хотел превращать агентство в кормушку”, – рассказывает он. Тогда силовики стали давить на Грефа, требуя уволить Жданова, продолжает источник. “Министру напомнили, что он уже просил президента об отставке, и этому желанию может быть дан ход”, – говорит бывший чиновник. Чиновник Белого дома рассказал, что Фрадкова убеждали, что главное достоинство Жданова – умение запустить проект – полностью реализовано: “Оставляя РосОЭЗ на [бывшего заместителя Жданова Ольгу] Маркову, Греф по сути теряет влияние на агентство. Найти с нею общий язык силовикам будет не трудно”. За последний год из подчинения Минэкономразвития были выведены и подчинены Фрадкову Росстат и Федеральная таможенная служба (весной 2006 г. ее возглавил Андрей Бельянинов). А недавно Фрадков упоминал о возможности выделения из Минэкономразвития блока, связанного с внешнеэкономической деятельностью.

Связаться с Марковой вчера не удалось. В приемной Иванова сказали, что он на совещании, и посоветовали связаться с руководителем его аппарата Сергеем Воробьевым, но он отсутствовал. Жданов сказал “Ведомостям”, что руководство просило его воздержаться от комментариев, а о будущем месте работы он объявит на следующей неделе.

Жданов оперативно запустил механизм ОЭЗ – это главное, говорит зампред комитета Госдумы Юрий Барзыкин. По его словам, благодаря напористости Жданова уже началось обустройство ОЭЗ. Замдиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что осваивать деньги, собранные под управлением РосОЭЗ, хотели бы многие чиновники, ведь риски первого этапа проекта уже позади.