Снова за парту


Знаний, полученных когда-то в школе и вузе, уже явно недостаточно, чтобы соответствовать темпу и требованиям окружающей действительности. «Даже самого лучшего образования хватит на пять, максимум на десять лет, – сказал корреспонденту «Пятницы» министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, – так что одна из главных тем современности – как перейти к концепции непрерывного образования». Термин «непрерывное образование» впервые был употреблен в 1968 году в материалах ЮНЕСКО. В 80-е годы его сменило «пожизненное образование», предполагавшее не что иное, как постоянное совершенствование в своей профессии.

То, что сегодня происходит с образованием взрослых людей, лучше всего демонстрирует статистика. Два крупных социологических опроса были проведены в этом году в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» по заказу Министерства образования и науки. Разрабатывал методологию и анализировал полученные данные «Левада-центр». Исследования показывают, что в 75% вузов сегодня есть программы второго высшего образования. И если сравнить с данными прошлых лет, то количество вузов, осуществляющих такую подготовку, растет.

В Москве по сравнению с другими городами вузы больше ориентированы на теоретические знания (значит, именно на второе высшее, магистратуру, аспирантуру, докторантуру). А упор на профессиональные навыки делается сегодня чаще в регионах. Взрослые выбирают образование, руководствуясь несколькими соображениями. Первое – для повышения профессиональной квалификации, второе – с целью обретения новой специальности и третье – научное направление. Любопытно, что те, кто выбирает именно повышение собственной квалификации, активно изучают еще и смежные дисциплины.

Что выбирают чаще всего в качестве второго высшего образования? Конечно же, трудно представить, чтобы взрослый человек стал изучать с нуля физику или высшую математику. Поэтому останавливаются зачастую на гуманитарном направлении и модных IT-специальностях. Взрослые люди садятся снова за парты (по данным Высшей школы экономики), чтобы получить профессию юриста, экономиста, социолога, психолога, специалиста по пиар-технологиям. Поступают в архитектурные вузы и бизнес-школы, в вузы сервиса и торговли, банковские институты. Например, актриса Елена Проклова рассказала «Пятнице», что в период творческого застоя пошла учиться в архитектурный институт. Сегодня Проклова востребована на сцене и телевидении. Но при этом имеет еще одну специальность, в которой себя успешно реализовала, – дизайнер интерьеров. Что же касается бизнес-школ, то степень МВА сегодня имеют многие топ-менеджеры и даже ректоры нескольких крупных вузов. Научное направление выбирают в основном люди публичные: политики, депутаты, журналисты, руководители общественных движений и организаций. Число желающих иметь «степень» растет год от года.

Недавно в Москве появились Центры дополнительного образования, внедряющие программы для пожилых дам. Пенсионерок приглашают на учебу с тем, чтобы потом они могли работать в детских домах творчества. Так что учатся сегодня все – и пенсионерки, и депутаты.