“Сателлит” пошел в народ


До конца 2006 г. самарская компания “Сателлит” планирует открыть четыре новых магазина: в Нижнекамске (население 260 000 человек, Татарстан), Мелиусе (менее 50 000 человек, Башкирия), Отрадном (60 000, Самарская обл.) и Пензе, сообщил “Ведомостям” гендиректор “Сателлита” Олег Долгов. В открытие одного магазина предполагается вложить порядка $100 000–150 000 без учета закупок товара, говорит он. Магазины, по словам Долгова, будут работать в традиционном для “Сателлита” формате дискаунтера: салоны бытовой техники и товаров для дома площадью 600 кв. м в городах с населением до 500 000 человек. За счет открытия новых точек продаж Долгов ожидает рост оборота в 2006 г. на 25%.

Долгов объясняет, что выход “Сателлита” в небольшие города является частью стратегии развития компании, поскольку рынок в Самаре уже перенасыщен за счет прихода федеральных сетей и увеличивать количество торговых точек здесь для компании бессмысленно. Сейчас в Самаре работают шесть магазинов компании.

“Сателлит” – единственная крупная сеть в Самаре, работающая в той нише продаж бытовой техники, что и действующие в регионе федеральные игроки, которые за последние годы активно здесь развивались. Первой в Самару пришла сеть “Эльдорадо” в 1994 г., и сейчас у компании в городе девять магазинов. В 2002 г. в Самаре появились магазины “М.Видео” (сегодня работают три гипермаркета) и “Техносила” (сейчас открыты два гипермаркета). Последней в Самару пришла сеть “Мир” в 2004 г. (три гипермаркета).

Как основное преимущество “Сателлита” на фоне федеральных игроков PR-директор компании “Мир” Елизавета Тотунова отмечает высокую узнаваемость среди потребителей. Слабая сторона – ограниченные ресурсы, необходимые для дальнейшего развития, которых недостаточно для успешной конкуренции с федеральными операторами в масштабах рекламных кампаний и внедрения новейших маркетинговых технологий, полагает Тотунова. Она прогнозирует, что в 2006 г. российский рынок бытовой техники и электроники вырастет примерно на 15%. Такая же динамика ожидается на самарском рынке. Тотунова надеется, что в этом году рост продаж магазинов “Мир” в Самаре составит 30% по сравнению с 2005 г. Менеджер одного из предприятий – участников рынка утверждает, что продажи у “Эльдорадо” в год растут на 10–15%, а у “М.Видео” и “Техносилы” – на 40%.

Совладелец сети магазинов “Компьютерный мир” Валерий Семенов говорит, что у его компании пока бизнес намного успешнее идет в маленьких городах – в Альметьевске, Бугульме, Нижнекамске и гораздо сложнее – в Казани. “В ближайшее время мы собираемся открыть магазины электроники в Отрадном и Бузулуке”, – добавляет Семенов. Но аналитик “Финама” Влад Кочетков отмечает, что скоро конкуренция начнется и в малых городах. “Эльдорадо” сейчас стремится открывать свои магазины даже в городах с населением 40 000–50 000 человек, говорит Кочетков. По его мнению, независимые игроки могут выжить за счет создания закупочных альянсов. Например, в 2005 г. в Тольятти магазины местной компании “Айсберг”, торгующей бытовой техникой, перешли под бренд федеральной франчайзинговой компании “Эксперт”. При этом Кочетков добавляет, что темпы роста рынка бытовой техники снижаются. По прогнозам “Финама”, в 2006 г. рост составит 12% – за счет электроники и крупной бытовой техники, а в 2007 г. – 7–9%.