Игроков под суд


Административные меры контроля за игорным бизнесом зампред комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам “единоросс” Анатолий Аксаков предлагает дополнить “гражданско-правовыми решениями”. В минувшую пятницу президент внес в Думу законопроект, отправляющий игорный бизнес в “резервации”, а в понедельник появилась еще одна инициатива: “склонность к азартным играм” предлагается включить в число оснований, предусмотренных ГК для ограничения дееспособности граждан.

По словам Аксакова, появление этого законопроекта не связано с президентской инициативой – он стал ответом на сотни обращений от избирателей (точнее, избирательниц), которые жаловались на мужей, оставляющих зарплату в игровых автоматах. “Необходимо защитить семью игрока от неблагоприятных последствий его порочной страсти”, – настаивает депутат. В случае если поправки будут приняты, решение об ограничении дееспособности будет выносить суд, объясняет депутат, но только если это наносит ущерб семейному бюджету. По такому решению над азартным игроком будет установлено попечительство, он сохранит возможность совершать незначительные бытовые сделки, но потеряет возможность распоряжаться имуществом, получать зарплату или пенсию.

Зарубежный опыт депутаты пока изучают, зато опыт дореволюционной России уже взяли на вооружение. “Существовал такой термин – “расточительство”, на этом основании царь устанавливал ограничения сначала для дворян, а потом для купцов и мещан, проматывавших состояния,” – говорит Аксаков.

Сейчас ГК предусматривает только два основания для ограничения дееспособности: алкоголизм или злоупотребление наркотическими средствами, объясняет адвокат Юрий Шмидт. С технической точки зрения процедура установления попечительства над азартными игроками не будет отличаться от аналогичных дел в отношении алкоголиков или наркоманов, полагает адвокат: лицам, заинтересованным в попечительстве, придется с помощью свидетелей и документально доказывать, что человек действительно подвержен порочной склонности и семья от этого страдает. Но вряд ли подобная мера даст результат, предупреждает адвокат бюро “Барщевский и партнеры” Артур Басистов: институт попечительства практически не работает, а “склонность к азартным играм” – понятие расплывчатое. Зато возможны злоупотребления, предупреждает Басистов: “Представьте себе успешного человека, который проигрывает много денег, но еще больше зарабатывает. И тут появляется бедный родственник с требованием установить опеку над игроком!”

Представители игорного бизнеса законопроект оценивают как “преждевременный”. Действительно, существуют люди, не способные контролировать свои эмоции настолько, что становятся жертвами зависимости, соглашается пресс-секретарь компании “Шторм Интернэшнл” Лаврентий Губин, – на основе мировой практики и опыта “Шторм Интернэшнл”, они составляют 1–2% среди склонных к азартным играм.