ГОКи надеются на Минпром


Правительство вскоре может уточнить, как горняки должны платить НДПИ, сообщил в эфире телеканала “Россия” замглавы Минпромэнерго Андрей Реус: “Есть указание, что этот вопрос надо отразить в протокольном решении [правительства]”.

С 2002 г. НДПИ (ставка для горняков – 4,8%) надо было уплачивать с добытой руды. Но с 2005 г. налоговые органы отдельных регионов “вместо законного объекта налогообложения – извлеченной из недр железной руды – предписывают платить НДПИ с железорудных концентратов, что увеличивает сумму налога в 3–10 раз”, рассказал директор департамента промышленности Минпромэнерго Андрей Дейнеко. Руда стоит примерно $15–20 за тонну, а концентрат – $50–60 за тонну, говорит аналитик “Центринвест груп” Александр Якубов.

Михайловскому и Лебединскому ГОКам налоговики предъявили претензий на 3,4 млрд руб., сообщил сотрудник пресс-службы УК “Металлоинвест”. В судах различных инстанций уже признаны необоснованными претензии на 2,4 млрд руб. из этой суммы. Значительную сумму доначислили и Коршуновскому ГОКу, сказал сотрудник пресс-службы “Мечела”. Претензии также предъявлены к Стойленскому, Лебединскому, Оленегорскому, Качканарскому ГОКам и “КМА-Руде”, говорит сотрудник одной из металлургических компаний.

Хотя претензии налоговиков идентичны, суды принимают противоположные решения по разным компаниям. Михайловский ГОК добился отмены решений налоговиков в арбитражных судах Москвы и Центрального округа. А Коршуновский ГОК проигрывает процессы в Восточно-Сибирском округе.

ФАС Центрального округа считает, что добываемое полезное ископаемое – руда железная товарная необогащенная, а ФАС Восточно-Сибирского округа – железорудный концентрат, говорит сотрудник “Мечела”.

Трактовка как раз одинаковая, возражает гендиректор “Налоговой помощи” Сергей Шаповалов. “Суды считают, что объект налогообложения – продукт, указанный в техническом проекте ГОКа в качестве результата разработки”, – говорит он. Суды пошли по пути, предложенному фискалами, хотя это и противоречит Налоговому кодексу, добавляет Шаповалов. Еще в 2002 г. МНС выпустило методические рекомендации, в которых объект НДПИ определялся по техпроекту. ФНС в сентябре 2006 г. отменила эти рекомендации, но ничего не изменилось. ГОКи ждут процесса в Высшем арбитражном суде.

“Если рассчитывать НДПИ с концентрата, то в конечном итоге можно собирать его и с автомобилей”, – иронизирует гендиректор “КМА-Руда” (входит в НЛМК) Владимир Томаев (его компании доначислили за 2005 г. 120 млн руб.). “В России добывается руда с содержанием железа примерно 15–30%, в то время как в мире – свыше 60%”, – считает сотрудник “Мечела”. Если НДПИ брать с концентрата, то затраты будут переложены на производителей чугуна, стали, проката, снизится их конкурентоспособность и вырастет инфляция, предсказывают металлурги. “В последнее время в Восточной Сибири прошли конкурсы на освоение различных месторождений, в которых никто не принял участие”, – считает сотрудник “Мечела”.

Металлурги направили правительству письмо с просьбой решить проблему, но ответа не получили. Они хотят пойти по пути “Газпрома”, который в 2005 г. пролоббировал поправки в НК, по которым НДПИ стали брать не с дорогого стабильного газового конденсата, как хотели налоговики, а с дешевого нестабильного.

Выгодные ГОКам поправки предложила Курская областная дума (в этом регионе находится Михайловский ГОК). Но правительство направило в Госдуму отрицательное заключение на законопроект за подписью вице-премьера Александра Жукова. Рассмотрение проекта отложено, сообщила “Ведомостям” глава налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина. Поправки позволили бы ГОКам излишне минимизировать налоги, считает Бурыкина: “Необходимо не объект налога уточнять, а заменить адвалорную ставку [в % от стоимости продукта] на специфическую [в руб.] и взимать ее с объемов добытого ископаемого”.

Но в 2006 г. депутаты не успеют помочь металлургам, признает Бурыкина.

Зато им на помощь пришли чиновники. Главная проблема – противоречивость в определении объекта налогообложения, считает Дейнеко. Он не исключает введение дифференцированной ставки НДПИ и предоставление налоговых каникул предприятиям, разрабатывающим новые месторождения и создающим для этого инфраструктуру.