Любовь к ярким решениям


Более ста рисунков и подборка скульптуры русских мастеров первой трети XX века на выставке «От символизма к авангарду» в Музее личных коллекций ГМИИ им. Пушкина – лишь часть коллекции, собранной Сергеем Кривошеевым и Марией Салиной за прошедшие 12 лет. Хотя в их «домашнем музее» есть и живопись, именно графику и пластику они решили представить на обозрение публики как лицо коллекции работ таких разных художников, как Бенуа и Малевич, Борисов-Мусатов и Богомазов, Серов и Суетин.

Хотя коллекция Кривошеева и Салиной демонстрируется впервые, некоторые ее экспонаты достаточно хорошо известны: например, лет пять тому назад подборка небольших «малевичей» выставлялась в Московском центре искусства. А эскиз Александра Бенуа к балету «Петрушка» и «Натюрморт с астрами» Петра Уткина иллюстрируют статьи об этих художниках в «Энциклопедии русского искусства» издательства «Трилистник» – что почетно для коллекции, отметившейся таким образом в издании, иллюстрированном почти сплошь музейными вещами. По отзыву искусствоведа и эксперта художественного рынка Михаила Каменского, «из новых русских коллекций собрание Марии Салиной и Сергея Кривошеева самое квалифицированное, все работы отличаются редким качеством – подлинностью».

Собирание коллекции – очень личностное занятие. Как быть в случае, когда собирают двое, то есть супружеская пара? По словам самого Сергея Кривошеева, консенсус перед приобретением работы достигается при положительных ответах на два вопроса: хорошая ли? ты смогла бы с ней жить? То есть понятно, что с самого начала коллекция замышлялась как весьма камерная и даже интимная. В известной степени она такой и осталась, поскольку определенные вещи украшают определенные же уголки жилища коллекционеров: к примеру, иллюстрации к русским сказкам Ивана Билибина – детскую, «Обнаженная» Петрова-Водкина и «модница» с рисунка Бориса Григорьева «Разговор о нарядах» – кабинет, узорчатая акварель Василия Денисова рифмуется с декором современного ей камина в стиле модерн.

Что касается авангарда, то он, видимо, находится в папках и не только потому, что с ним трудно жить, но и от того, что эти рисунки, нередко выполненные на случайно подвернувшихся листках бумаги, теперь крайне хрупки, так что на них почти нельзя дышать (но можно, разумеется, на время выставить в музейном кондиционированном помещении).

Говоря о мотивах, которые побудили заняться его коллекционированием и в частности именно графики и скульптуры, Сергей Кривошеев вспоминает середину 1990-х: «В ситуации нестабильности, неуверенности, когда не знаешь, что будет завтра (кстати, первую торговую точку нашей аптечной сети «36'6» мы открыли, как потом оказалось, в день дефолта, то есть 17 августа 1998 года), хотелось чего-то стабильного и непреходящего». Вполне понятно, что неофитам в собирательском деле путь лежал прямо на Sotheby’s, на одной из сессий которого они прямо из зала (даже не побывав на предаукционной выставке!) купили качественный рисунок Серова и гуашь Рериха, а также некий пейзаж-этюд Левитана (тогдашние лондонские цены не были так задраны, как сейчас). Чуть позднее с коллекционерами стала работать известный московский куратор Марина Лошак, уже имевшая опыт составления корпоративных коллекций. «Первым делом мы пошли в Третьяковскую галерею, чтобы просто расширить их представление о русском искусстве, – вспоминает Лошак. – Потом после обсуждений мы остановились на мастерах «Голубой розы» как на эстетически близком Сергею и Марии и коллекционерски перспективном направлении. И потом уже собирательский поиск стал раскатываться как клубок: в одну сторону – к «Миру искусства», в другую – к авангарду и далее к художникам 1920-х годов».

Продолжая мотивировать коллекционерский выбор, Сергей Кривошеев уточняет: «Мы отдали предпочтение графике, а потом и скульптуре из терракоты и гипса (но ни в коем случае не бронзе – она надоела не только по советским временам), потому что в этих хрупких техниках, как нам показалось, выявлены очень уверенные высказывания художников, в них разом даны яркие решения. Может показаться странным и отдаленным от существа дела, но мне, человеку бизнеса, ежечасно принимающему ответственные решения, это очень близко. И потом, все эти запечатленные в материале идеи художников очень хотелось бы сохранить и донести до других».