Саундтрек живьем


Однажды пришлось услышать от молодого композитора-авангардиста: «Хуже Майкла Наймана композитора нет». Это, определенно, признание, если некая партия видит в тебе врага номер один. Но почему хуже нет? А Филип Гласс, а Кшиштоф Пендерецкий, а Джон Адамс, Тан Дун или Арво Пярт? Все они тоже исполняются где-то каждый день и завалены заказами, их музыка идет, страшно сказать, в фильмах и балетах. Я бы, чтобы понравиться авангардистам, объявлял врагов оптом.

В других глазах Найман, напротив, выглядит высоким классиком. Его музыка не менее удобна для восприятия, нежели художественные виды попа или рока, но за Найманом закреплена репутация минималиста, а кроме того, его имя прочно связано с именем Питера Гринуэя, а значит, принадлежит к самой утонченной культуре.

Когда Michael Nyman Band приезжал в Москву в начале 1998 года, Большой зал консерватории два дня подряд был полон публики, ранее едва ли заходившей в эти стены. А знакомая музыка Наймана из фильмов великолепно совпадала с тем настроением, что царило в кругу его слушателей – в меру буржуазных, информированных, обеспеченных – до августовского дефолта.

Потом Майкл Найман был в Москве в 2003 году – один, без бенда. Тогда маленькая независимая труппа поставила его неврологическую оперу «Человек, который принял свою жену за шляпу» – тихую, деликатную партитуру, наполненную любовно пере-

осмысленными реминисценциями из Шумана. А композитор со свойственной ему интонацией шутки-печали жаловался, что российские пираты торгуют его киномузыкой и не обращают ни малейшего внимания на струнные квартеты.

Теперь Найман приезжает в Петербург и Москву снова с бендом, который будет исполнять только киномузыку. За прошедшие годы в жизни Наймана появились другие режиссеры: место Гринуэя занял его антипод Майкл Уинтерботтом, предпочитающий культурным играм жесткий документ и «новую искренность». Соответственно, скорректировалась и гастрольная программа бенда. Откроют концерт три темы из «Волшебной страны», соответствующие трем героям фильма. Затем пьеса из «Распутника» (картина Лоренса Данмора с Джонни Деппом), а потом снова Уинтерботтом: три фрагмента из «Золотой пыли» (в оригинале – The Claim). Дальше программа вернется в привычное русло: фортепианное соло из «Пианино» Джейн Кемпион, которое Найман включает в концерты с упорством, достойным лучшего применения (пианист он из рук вон скверный), и, конечно, блоки пьес из фильмов Гринуэя «Книги Просперо», «Контракт рисовальщика» (первый совместный триумф) и «Отсчет утопленников». На бис, не исключено, сыграют главный хит Наймана: Memorial из «Повара, вора...». Восемь лет назад, заслышав его первые звуки, две тысячи человек в консерватории стали как один кивать в ритм подбородками.

24 ноября, Дом музыки, Космодамианская наб., 52, стр. 8, тел. 730 10 11