Чужими глазами


Международный промышленный банк не единственный, который рейтингуется сразу в нескольких агентствах. Более того, банки “Петрокоммерц”, “ВТБ 24”, Промсвязьбанк, Бинбанк и МДМ-банк имеют рейтинги сразу в четырех агентствах.

Иностранцы на порядок дороже

Как правило, рейтинги, которые агентства присваивают банкам, делаются по запросу самих кредитных организаций и на платной основе. По словам директора по развитию бизнеса S&P Елены Елисеенко, только так поступает ее компания. Этой же политики придерживается и Fitch Ratings, говорит директор по развитию бизнеса агентства Сергей Миронов. Однако Moody’s готовит рейтинги как по просьбе банков, так и инициирует их подготовку само, признается гендиректор Moody’s Interfax Алексей Богомолов. Хотя бесплатно рейтинги Moody’s не присваивает. Агентство “Русрейтинг”, по словам его президента Ричарда Хейнсворта, тоже рейтингует банки как по собственной инициативе, так и по их просьбе. Платно “Русрейтинг” обслуживает лишь 20 банков из 45.

Услуги западных агентств гораздо дороже, чем российских. Присвоение “иностранного” рейтинга стоит банку $30 000–50 000, утверждает зампред правления Росевробанка Ян Лютер. А по словам Миронова, в среднем уровень вознаграждения за присвоение и поддержание рейтинга для банка находится в пределах $100 000 в год. Эту цифру подтверждает начальник отдела международного финансирования банка “Возрождение” Юлия Виноградова. Начальник управления отчетности Международного промышленного банка Михаил Зингаревич рассказывает, что его банк, рейтингующийся сразу в трех международных агентствах – Moody’s, Fitch и S&P, тратит ежегодно на поддержание кредитного рейтинга в этих агентствах $120 000.

А вот годовой контракт с “Русрейтингом” на поддержание рейтинга стоит 15 000 евро, говорит Хейнсворт. По словам руководителя банковского направления агентства “Эксперт-РА” Павла Самиева, стоимость годового обслуживания в его компании обойдется банку всего лишь в $5000–10 000.

Экономическое значение имеют только рейтинги тройки крупнейших рейтинговых агентств: Moody’s, Fitch и S&P, а рейтинги российских агентств имеют значение только с точки зрения PR, уверен финдиректор Банка Москвы Юрий Максутов. С ним согласно большинство банкиров, беседовавших с “Ведомостями”. Хейнсворт возражает: “Оценку риск-факторов банков, которые мы рейтингуем, мы производим ежемесячно, в то время как иностранные агентства делают это раз в квартал или в год”. К тому же, по его словам, “Русрейтинг” анализирует банки не только по их международной отчетности, но и по стандартам российского бухгалтерского учета. “Например, мы изучаем оборотную ведомость, для того чтобы увидеть передвижение банковских средств, а поскольку этой формы отчетности не существует за рубежом, то нет у западных агентств и методов ее обработки, что не позволяет сделать анализ более полным”, – заключает Хейнсворт.

Если исходить из оценки стоимости годового обслуживания в западном агентстве в $40 000–100 000, а в отечественном – в $5000–20 000, то получается, что размер российского рынка рейтинговых услуг – от $5,5 млн до $13,5 млн. Естественно, по доходам иностранные агентства существенно опережают российские.

У всех сразу

Оценка деятельности банка будет более объективной, если она получена от нескольких независимых агентств, использующих в своей работе различные методики, считает Михаил Котерев, начальник управления внутреннего контроля Московского кредитного банка, заказывающего рейтинг у Moody’s и Fitch. Заключив договоры с Moody’s, S&P и Fitch, “ВТБ 24” хочет показать, что его не смущают различия в методологии подготовки рейтингов этими агентствами и возможные в связи с этим колебания в их оценке, говорит замдиректора финансового департамента “ВТБ 24” Александр Меленкин.

Впрочем, иногда банки отказываются от дальнейшего сотрудничества с одним из агентств. В конце прошлого года банк “Авангард”, работавший с Fitch начиная с 1999 г., отказался продлевать договор о рейтинговании. Пресс-секретарь “Авангарда” Игорь Илюхин объяснил отказ банка дороговизной услуг агентства и бессмысленностью таких затрат. “Проведя консультации с конкретными инвесторами из США и Юго-Восточной Азии, мы выяснили, что рейтинг Fitch не является для них фактором принятия решений, они ориентируются на другие агентства”, – добавил Илюхин. Сейчас у “Авангарда” есть рейтинг только от “Русрейтинга”.

Неплохая добавка

В некоторых случаях наличие сразу нескольких международных кредитных рейтингов обязательно – например, при выпуске банком еврооблигаций, рассказывает Котерев. “Если для привлечения синдицированных кредитов банкам достаточно иметь рейтинг одного агентства, то перед выпуском еврооблигаций принято получить рейтинги как минимум двух агентств”, – соглашается Лютер. “Работает правило: чем больше профессионалов оценят твой бизнес, тем лучше для инвесторов”, – поясняет старший вице-президент банка “Русский стандарт” Леван Золотарев.

Естественно, за подготовку облигационного рейтинга банк доплачивает агентству. Средства, которые ежегодно тратятся на рейтинги, невелики, но суммы значительно увеличиваются, когда банк выпускает долговые бумаги, признает вице-президент Бинбанка Ирина Комарова. Стоимость рейтинга бондов рассчитывается международными агентствами исходя из объема выпуска бумаг и, как правило, составляет 0,1–0,5% от суммы эмиссии, утверждает Хейнсворт. Представители других агентств и банков отказались обсуждать расходы на рейтинги еврооблигаций.

По подсчетам аналитика МДМ-банка Михаила Галкина, в этом году девятью российскими банками были выпущены евробонды на общую сумму $9,6 млрд. Если исходить из оценки Хейнсворта, то получается, что банки заплатили агентствам за рейтинги своих еврооблигаций от $9,6 млн до $48 млн.

Однако, считают банкиры, эти затраты вполне окупаются. Уровень рейтинга непосредственно влияет на стоимость заимствований банка на рынках капитала, говорит Виноградова. По словам Комаровой из Бинбанка, повышение рейтинга на одну ступеньку снижает стоимость заимствований примерно на 0,3–0,6%.