Игры в сторону


Возвращаясь из школы, 15-летняя Жасмин Лоуренс быстро делает домашнее задание и бежит в подвал, где находится офис ее компании Eden Bodyworks, которая занимается производством натуральной косметики. “Здорово быть генеральным директором в 15 лет, – говорит Лоуренс. – Но когда я рассказываю друзьям о своем бизнесе, они не всегда понимают значение бизнес-терминов и переспрашивают меня”. Создавать косметические масла по собственным рецептам Лоуренс начала, когда ей было 11 лет – после неудачного опыта с салонной косметикой, которая сильно повредила ее волосы. Она решила больше не рисковать и лечить волосы только натуральными продуктами – маслом жожоба, маслом сладкого миндаля и лаванды. Жасмин немного знала о натуральной косметике, которая была в ходу у нее дома.

Начальный капитал в размере $2000 она одолжила у мамы и пустила эти деньги на покупку масел, пластиковой тары и других материалов. Родители и ближайшие родственники решили открыть ей кредитную линию в размере $200 000 до достижения ею 18-летнего возраста.

Сначала Лоуренс выпускала только один товар – масло для волос Jojoba All Natural Hair Oil и продавала его своим друзьям. Но вскоре появился спрос и со стороны местных магазинов.

Импровизированная фабрика переехала из спальни Жасмин в подвал и гараж. Сегодня юная коммерсантка выпускает семь разных продуктов, в том числе ароматерапевтические соли для ванной. В 2005 г. оборот ее компании составил $15 000, а прибыль – $10 000. А сейчас Лоуренс ведет переговоры с крупными розничными сетями, в том числе Wal-Mart. Ее официальный представитель подтвердил факт ведения переговоров с Лоуренс.

Интерес совсем юных американцев к предпринимательству можно объяснить распространением специальных обучающих программ. Например, в летнем лагере CampCEO детей учат основам ведения переговоров, тактике продаж, тонкостям общения с клиентами и развитию лидерских качеств. Проведя одну неделю в лагере, дети уезжают домой с готовым бизнес-планом и новыми связями. Для чернокожих детей журнал Black Enterprise Magazine проводит ежегодную конференцию, где ребята в возрасте от семи до 17 лет учатся вести дела в небольшом бизнесе, вкладывать деньги и составлять бизнес-планы.

Нью-йоркская Национальная ассоциация обучения предпринимательству (NFTE) учит школьников, как претворять бизнес-идеи в жизнь. Именно такой курс в возрасте 11 лет прослушала Лоуренс. Школьников учили составлять бизнес-план, познакомили с консультантами из Merrill Lynch и научили быть неуступчивыми на переговорах. В октябре 2006 г. NFTE и инвестиционный банк Smith Barney спонсировали конкурс на лучший бизнес-план. Главный приз – $10 000 стартового капитала.

14-летнему Спенсеру Уэйлу удалось запатентовать свое изобретение, и теперь он продает лицензии. Когда ему было всего шесть лет, он изобрел игрушку для использования в больницах: цветную машинку, которая перевозит стойку для капельницы.

Эта идея пришла ему в голову, когда он навещал в больнице свою маму. Он увидел, как родители детишек, которым назначили внутривенные вливания, таскают по всей больнице вслед за своими чадами стойки для капельниц. Уэйл удивился, что никто не догадался закрепить капельницу на игрушке, которую ребенок с удовольствием катил бы перед собой.

С этой идеей Уэйл принял участие в конкурсе юных предпринимателей и выиграл приз – $100. Первые несколько машинок KidKare Riding Car он изготовил сам. Несколько из них он подарил детским больницам на Восточном побережье США. А потом он заключил лицензионное соглашение с компанией Little Tikes, которая взяла на себя и производство, и продажи игрушки. Теперь машинки Уэйла продаются по всему миру, а он получает лицензионную плату. Сколько ему причитается с каждой проданной машинки, Уэйл не говорит. Он отмечает лишь, что сам продал сотни своих игрушек по $195 за штуку. (WSJ, 17.11.2006, Полина Михалева)