“АвтоВАЗ” не дождался


Прошлогодняя отставка с поста председателя совета директоров “АвтоВАЗа” Владимира Каданникова буквально окрылила инвесторов. С начала 2006 г. в РТС капитализация завода выросла на 80% до $2 млрд ($67,5 за обыкновенную акцию), на ММВБ – на 70% до 53,1 млрд руб. Свою лепту в это внесли заявления чиновников о том, что государство может выделить около $5 млрд на поддержку предприятия. Денег от государства “АвтоВАЗ” так и не получил, а вчера объявил о намерении осуществить первый при “Рособоронэкспорте” выпуск рублевых облигаций. Сумма займа составит около 5 млрд руб. (около $190 млн), срок обращения – семь лет. Разместить выпуск “АвтоВАЗ” собирается весной, рассказал представитель автоконцерна. Его организатором будет ВТБ, а деньги “АвтоВАЗ” направит на пополнение оборотных средств. Сейчас у “АвтоВАЗа” в обращении находится три выпуска облигаций (на 8 млрд руб. и $250 млн), взятых еще при Каданникове.

На решение о займе наверняка повлияло то, что “АвтоВАЗ” не получил бюджетных денег, считает аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Но статус госкорпорации “АвтоВАЗу” все равно пригодится, считает Михаил Галкин из МДМ-банка. Если бы “АвтоВАЗ” остался частным, ему было бы сложно привлекать длинные деньги на рынке: инвесторам было бы не очевидно, что завод выживет в жесткой конкурентной борьбе с иномарками в ближайшие 5–7 лет, уверен он. Сейчас рублевые и валютные облигации “АвтоВАЗа” со сроками погашения до полутора лет торгуются с доходностью в пределах 8,5% и это близко к первому эшелону облигаций, напоминает Галкин.

Зато в привлекательности акций “АвтоВАЗа” как госкомпании уверены не все. Вчера о прекращении аналитического освещения “АвтоВАЗа” объявил “Атон”. “У “АвтоВАЗа” практически нет шансов стать привлекательным инвестиционным объектом, по крайней мере – в среднесрочной перспективе”, – пишет в отчете аналитик “Атона” Татьяна Капустина. Причинами она называет “отсутствие внятной стратегии, недостаток прозрачности, а также слабые финансовые и операционные показатели”. Мнения других инвестбанков о перспективах “АвтоВАЗа” разошлись. Сейчас за акциями автоконцерна следят лишь в Deutsche UFG (“продавать”, справедливая цена – $36,46 за акцию), “Уралсибе” (“держать”, $63 за акцию) и “Метрополе” (“покупать”, $82,5 за акцию). Сахнова не верит, что “Рособоронэкспорт” может эффективно управлять предприятием, а информации об “АвтоВАЗе” действительно недостаточно, ведь даже отчетность по МСФО за 2005 г. еще не опубликована. Кирилл Чуйко из “Уралсиба” возражает, что выручка компании в этом году составит около $7 млрд, а значит, “АвтоВАЗ” торгуется с дисконтом по сравнению с такими компаниями, как Ford или GM. Получить комментарии крупнейшего иностранного акционера “АвтоВАЗа” – фонда Julius Baer вчера не удалось, но его пакет в “АвтоВАЗе” более года почти не менялся. А вот Templeton в 2006 г. акции продавал: по данным его отчетности, на конец сентября его пакет в “АвтоВАЗе” сократился до 0,49% акций с 0,62% на начало года. Правда, из-за роста капитализации цена меньшего пакета оказалась выше.