Мышь волку товарищ


Кое-чему мы все еще можем поучиться у Америки: например, эффективному использованию так называемых долгих уик-эндов. Нет в России праздников дольше новогодних, и в 2006 году этим фактом с успехом воспользовались авторы «Дневного дозора». Став главным и безальтернативным пунктом афиши, исключительно скверный фильм прошел с неслыханным успехом. В году 2007-м почетное место «первого фильма года» займет «Волкодав из рода Серых Псов» Николая Лебедева (впрочем, премьера отнесена на конец декабря). Опять побит рекорд бюджета (производственный и рекламный вместе взятые подбираются к 20 млн долларов) и количества копий (600), и есть надежда на взятие нового рубежа кассовых сборов.

В остальном «Волкодав» – история более древняя, чем «Дозоры». И не только потому, что действие одноименного бестселлера Марии Семеновой происходит в незапамятные дохристианские времена. Сам Лебедев запустился с «Волкодавом» почти четыре года назад, когда о «Дозорах» никто и не слыхивал. За это время «Ночной дозор» был побит «Турецким гамбитом», тот – «9 ротой», а та – «Дневным дозором». Память у нашего кино короткая. Никто нынче и не вспомнит мощного впечатления, которое производила лебедевская «Звезда», первый грамотный образчик того, что с большой долей условности можно было назвать «русским Голливудом». Теперь режиссер вышел на качественно иной уровень – во всяком случае в том, что касается масштабов производства.

Про что фильм. Немногословный, но харизматичный воин-самоучка происходит из рода Серых Псов, и имя у него соответствующее, однако больше он похож на «одинокого волка». Единственный его друг – летучая мышь. Вдвоем они спасают от посягательств разбойников симпатичную древнеславянскую принцессу, а заодно дают прикурить мрачным языческим божествам.

По ходу дела компания Волкодава расширяется, и вот интрига сползает в ту же сторону, что и в «Звезде»: отряд обреченных в поисках призрачной цели. Даже состав отряда отчасти тот же – в походе участвуют артисты Артем Семакин и Игорь Петренко. В ролях витязей они не вполне органичны, но это не беда. В картине солирует новичок по имени Александр Бухаров, играющий главную роль, а ему для удачного выполнения миссии даже говорить не требуется: взглянет грозно, махнет мечом – и дело (любое дело) сделано. В остальном наиболее удачные роли отданы слабому полу. Это и Оксана Акиньшина, которая была переозвучена, но, несмотря на это, в полной мере передала специфическое (чего уж там, чисто славянское) обаяние девчонки с нашего двора. И, конечно, великая и могучая Нина Усатова: ее эпизод совсем короткий, но самый обая-

тельный и забавный. Глядя на героиню Усатовой – живое воплощение древнеславянского матриархата, – понимаешь, в чем главный минус «Волкодава»: зритель не заметил бы сюжетных нестыковок, если бы скрипящие шарниры чрезмерно сложной истории смазали хотя бы каплей юмора. За его нехватку публика мстит, встречая смехом наиболее серьезные эпизоды. Тем не менее, визуальное великолепие, особенно впечатляющее в сравнении с предыдущими новорусскими блокбастерами, осталось при «Волкодаве», а это основной манок.

При всем различии «Волкодава» и «Дозоров» между ними есть одна знаменательная параллель. Добро и Зло, поляризация которых необходима в любом истинно популярном фильме, как бы поневоле смешиваются и путаются друг с другом. Когда в финале фильма Волкодав побеждает богиню Морану при помощи Бога Грома (Перун? Тор?), то разобраться, чем один небожитель отличается от другого, становится решительно невозможно. Может, это и к лучшему. Другой режиссер более уверенно отделил бы Свет от Тьмы, и, глядишь, в хеппи-энде его Волкодав крестил бы Русь. Спасибо Лебедеву, что его фильм кончается не этим.