Тундра для Barrick Gold


Канадская Barrick Gold решила расширить свои операции в России, рассказал “Ведомостям” один из мурманских чиновников. По его словам, 20 декабря компания представила региональным чиновникам презентацию проекта освоения месторождения Федорова Тундра в Мурманской области. Затраты на этот проект Bаrrick Gold оценила в $639 млн, из них $70–90 млн пойдет на строительство рудника, $275 млн – на обогатительную фабрику, остальное – на обустройство инфраструктуры (строительство дороги и рабочего поселка) и другие нужды, следует из презентации Barrick Gold (имеется в распоряжении “Ведомостей”).

Причем производить компания намерена не золото, а платиноиды, никель и медь. Последний металл Bаrrick Gold добывает, а вот платиноидов и никеля в портфеле компании нет. На месторождении будет производиться около 150 000 т концентрата в год. Содержание никеля и меди на тонну составит 6,7%, металлов платиновой группы – 0,00098%. Добычу на месторождении Barrick Gold рассчитывает начать в 2009 г. Свой концентрат Barrick Gold планирует перерабатывать на комбинате “Североникель”, принадлежащем “Норникелю”, следует из презентации. Представители “Норникеля” и Barrick Gold этот проект не комментируют. Впрочем, мурманский чиновник говорит, что вопрос о том, будут ли канадцы продавать “Норникелю” концентрат или отдавать его на переработку, пока не решен.

Федорова Тундра была открыта еще в 1935 г. Лицензию на ее разработку в 1995 г. приобрела BHP, а потом передала ее компании Cascadia. У нее-то Barrick Gold в 2001 г. и выкупила 50%-ную долю. С тех пор канадцы вложили в геологоразведку $6 млн, а в следующем году еще $30 млн потратят на банковское ТЭО проекта.

Для Barrick Gold этот проект в России – не первый. Компания владеет 34% акций золотодобывающей Highland Gold Mining, а также имеет опцион на 50%-ную долю во всех ее проектах. Barrick Gold также пыталась приобрести долю в “Полиметалле”, не раз заявляла о своем интересе к крупнейшему российскому золоторудному месторождению Сухой Лог. Но если у Barrick Gold все получится с Федоровой Тундрой, то проект станет крупнейшей инвестицией канадской компании в России, отмечает партнер инвестфонда DBM Capital Partners Тимоти Маккачен. Возможности по реализации проектов по добыче металлов платиновой группы в мире ограничены, а стоимость этих металлов постоянно растет, рассуждает Маккачен. Скорее всего, именно этим и обусловлен интерес Barrick Gold к Федоровой Тундре.

Оценить шансы на сотрудничество Barrick Gold и “Норникеля” в этом проекте Маккачен не берется. По данным “Норникеля”, “Североникель” в год выпускает около 400 000 т концентрата. Чиновник мурманского правительства говорит, что при этом у “Североникеля” есть незадействованные мощности, на которых можно перерабатывать концентрат Федоровой Тундры. Но обеим компаниям будет выгоднее, если Barrick Gold будет продавать концентрат “Норникелю”, а не просто сдавать его на переработку, считает аналитик “Уралсиба” Кирилл Чуйко, ведь у “Норникеля” отлаженные каналы дистрибуции.