“Норникелю” не дают квоту


31 декабря у “Норникеля” истекает срок действия пятилетней квоты на экспорт платины. А к Новому году чиновники подготовили “Норникелю” неприятный сюрприз. Несмотря на то что “Норникель” подал заявку в правительство на получение новой квоты еще в октябре, пока компания ее так и не получила. Минфин отправил все необходимые для этого документы на подписание премьер-министру Фрадкову, уверяет сотрудник этого ведомства. Но поскольку одновременно в администрацию президента из правительства поступил проект указа об отмене квотирования экспорта алмазов и платиноидов, предоставление квоты задержалось. “Мы в курсе сложившейся ситуации с квотами и надеемся, что эта проблема будет скоро решена”, – заявил представитель “Норникеля”, подчеркнув, что компания свои обязательства перед клиентами в любом случае выполнит.

О намерении отменить квоты на экспорт алмазов и металлов платиновой группы министр финансов Алексей Кудрин заговорил еще в 2003 г. Его министерство в 2004 г. даже внесло в администрацию проект поправок в указ президента “О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ драгоценных металлов и камней”, отменяющих квотирование. Но эта инициатива до сих пор не дала результатов, да и сейчас президент с отменой квот не спешит. Правда, один из федеральных чиновников и сотрудник одной из добывающих компаний уверяют, что в январе Путин наконец подпишет указ.

До тех пор, предположительно около месяца, “Норникель” не сможет вывозить из страны платину и ему придется создавать за рубежом запасы металла, отмечает аналитик UBS Алексей Морозов. В этом году “Норникель” рассчитывает выпустить 750 000–760 000 унций платины, значит, в месяц компания производит около 60 000–63 000 унций. Это примерно 10% от общемирового производства, говорит Морозов. Поэтому перебои с поставками металла из России могут привести к увеличению цены на металл, ведь на мировом рынке его запасы сейчас невелики. Вчера на LME котировки платины были на уровне $1121 за унцию. Насколько они могут увеличиться, Морозов оценить не берется.

На бизнесе самого “Норникеля” месячный простой в экспорте платины все равно не отразится, говорит аналитик “Атона” Владимир Катунин. В годовой выручке компании на платину приходится 5–10%, отмечает он. Никель экспортируется свободно, а на экспорт второго своего основного металла – палладия у “Норникеля” есть квота до конца 2008 г. К тому же накопленный объем платины “Норникель” сможет продать после решения проблем с чиновниками, соглашается Морозов. А отмена квот хоть и упрощает процедуру экспорта, но на бизнесе “Норникеля” также не отразится, ведь сейчас компания продает все, что производит, резюмирует Катунин.