Клуб путешествующих


Эпиграфом книги и фестиваля “Артография” стал афоризм французского поэта-эстета Поля Валери “Назначение живописи неясно”. Кажется, что целью затеявшей книгу, выставку и фестиваль Галины Быстрицкой было желание понять собственное стремление писать то, что видишь, и искать по свету места, которые хочется писать.

Ее пастозные, обремененные густыми яркими мазками энергичные экспрессивные пейзажи – все натурные зарисовки поразивших ее мест: Венеции, Испании, Бали, среднерусской деревни. Много есть на свете мест, где красота изнуряет сердце и глаз, и на картинах Быстрицкой все они родственны.

Часть этих пейзажей можно увидеть на выставке, много больше – в иллюстрациях огромной, образцового дизайна книги (издательство “Искусство – XXI век”, дизайнер Ирина Тарханова), где фрагменты живописи поставлены рядом с фотографиями тех же самых мест, что и написаны на холстах. Чтобы проследить, как реальные пейзажи оборачиваются красочными, заключенными в рамы.

Плюс к этому в книге – эссе поэтов, искусствоведов и журналистов о путешествиях, а на выставке – фотографии Татьяны Либерман, музыкальные и поэтические вечера. В общем, закрутила Быстрицкая вокруг себя большой хоровод, включив в него тех, кого любит: искусствоведа Аркадия Ипполитова, писателей Петра Вайля и Людмилу Петрушевскую, тувинских виртуозов горлового пения, пианистов Алексея Гориболя и Полину Осетинскую.

“Я думаю, что желание делиться тем, что ты видел, всемерное распространение поразившего тебя вида есть одна из добродетелей” – может быть, эти слова из текста Елены Фанайловой и поэтическое преувеличение (впрочем, подкрепленное ссылкой на авторитетного Кастанеду), но вполне отражают намерения главной героини “Артографии”.

Путешествие, перемещение в пространстве – одна из маний современного человека, не оставившего уже на карте мира свободных от туристов мест. Потому что путешествия лечат новыми впечатлениями от депрессивной повседневности и склоняют к философствованию. Книга “Артография” получилась большим дневником художника и местом возрождения литературного жанра эссе путешественника, в последнее время сильно профанированного прагматичными туристическими журналами. Хотя при перемене мест откровения могут настичь где угодно. “Потому что, если ваша жизнь – это миг между прошлым и будущим, пусть лучше этот миг пролетит в ресторане, где пахнет свежей выпечкой, шпинатом и карамелью...” – признается Алексей Зимин, профессиональный едок и путешественник. Но и в деревенском саду, когда яблони цветут, так же хорошо, как на мосту Реальто, уверяют пейзажи Галины Быстрицкой.