Пиратам вопреки


Аналитики J’son & Partners прогнозируют в ближайшие четыре года бурный рост рынка цифрового контента. Этому будут способствовать высокие темпы проникновения широкополосного Интернета (к 2010 г. уровень его проникновения в России должен вырасти с нынешних 5–6% до 15–17%), расширение рынка цифровых устройств, поддерживающих мультимедийный контент (в 2006 г. в России их было продано 50 млн), увеличение количества пользователей цифрового ТВ и расширение розничных сетей, специализирующихся на продаже легального контента, говорится в отчете компании. При этом, по мнению старшего консультанта J’son & Partners Анастасии Лазибной, продажи контента на носителях (DVD, CD и т. д.) в 2007–2010 гг. по-прежнему будут обеспечивать более половины всего рынка.

Советник гендиректора “Синтерры” Андрей Степанов согласен с прогнозами J’son & Partners. “И крупные, и небольшие операторы понимают, что наличие дополнительных услуг и платного телевидения в сетях широкополосного доступа – обязательное условие для удержания клиентов, сохранения и увеличения своей доли рынка”, – подчеркивает он. По сведениям Степанова, операторы во всех регионах страны намерены в самом ближайшем будущем внедрять в своих сетях IP-телевидение и другие мультимедийные сервисы. “Цифровой контент сейчас очень востребован операторами”, – согласен гендиректор “Системы Масс-медиа” (СММ) Михаил Дунаев. Еще больше рост этого рынка может подстегнуть запуск мобильного телевидения, добавляет он. Сама СММ планирует запустить в этом году тестовое вещание мобильного ТВ на основе технологии DVB-H.

А вот глава выпускающей телеканалы компании “Новый выбор” Александр Камынин сомневается, что к 2010 г. рынок контента сможет вырасти в три раза. “Развитие рынка тормозит слабая техническая база операторов платного ТВ и низкий платежеспособный спрос населения”, – считает Камынин. Вдобавок, говорит он, россияне не спешат пользоваться услугами платного телевидения, так как развращены качественным бесплатным эфирным ТВ.

Мешает развитию рынка и высокий уровень пиратства, особенно в Интернете, замечает Камынин. Западных правообладателей очень волнует, как бы их контент не оказался украден, подтверждает Степанов. Например, если канал поступает в кабельную сеть, где нет действующей системы защиты контента, оператору придется платить правообладателю за всех своих клиентов, рассказывает он. Но уровень пиратства будет снижаться – в частности, благодаря мерам, которые Россия обязалась предпринять в связи с предстоящим вступлением в ВТО, уверена Лазибная.

Наиболее востребованными в сетях широкополосного доступа в ближайшем будущем станут интерактивные услуги – например, “видео по запросу” (video-on-demand), считает Степанов. По оценке “Синтерры”, в Московском регионе возможность заказать просмотр фильма, концерта и т п. интересует более 70% потенциальной аудитории платного ТВ, а в регионах – более 30%. А Лазибная добавляет, что уже сейчас заметна тенденция к потреблению более “тяжелого” мультимедийного контента (видео, полные музыкальные треки, многопользовательские игры). Эта тенденция в 2008–2010 гг. только усилится, в частности за счет проникновения широкополосного интернет-доступа, верит она.

А пользователей мобильного контента все больше интересуют игры, свидетельствует аналитик iKS-Consulting Елена Крылова. По ее словам, за минувший год продажи мобильных игр выросли на 50%, а, к примеру, мелодий для мобильников – всего на 1%. Правда, на музыку по-прежнему приходится почти треть рынка мобильного контента – около 30% всех продаж, тогда как игры занимают пока только 10–11%. Всего, по оценке iKS-Consulting, объем рынка мобильного контента составил в прошлом году $408 млн.