Судьи под прессом


На председателей районных судов Москвы (их в столице 33 плюс 384 мировых участка) возложена персональная ответственность за состояние правосудия в их судах. Большинство, отмечает Егорова, с задачей справилось. Столичные суды за год рассмотрели порядка 591 000 дел, на 90 000 больше, чем годом ранее. Растущее число обращений говорит о доверии к судебной власти, считает Егорова. Волокита сведена к минимуму: в московских судах сейчас рассматривается всего 10 гражданских дел, датированных 2004 г. Дольше года рассматривается 13 уголовных дел.

Довольна Егорова и политикой назначения наказаний. Она не выходит за рамки общероссийской статистики: 39% приговоров предусматривают наказание, связанное с лишением свободы (в стране – 37%). Среди гражданских дел (306 000) лидируют трудовые и жилищные споры, суды удовлетворили 84% исков. Мэр Москвы Юрий Лужков похвалил судей за успехи в деле выдворения незаконных мигрантов: 15 400 человек за год – это, по его оценке, “хороший темп”. Лужков призвал судей не расслабляться, ужесточив борьбу с рейдерством и наркоманией.

Основные критерии работы судов – скорость правосудия, число отмененных вышестоящими инстанциями решений и отсутствие жалоб от граждан. Жалобы на поведение судей теперь могут привести судью в недавно созданную комиссию по этике. Создать эту комиссию, которая будет следить за моральным обликом судей, рекомендовал совет судей после того, как двух мировых судей отправили в отставку за установку мигалок на автомобилях, сказала Егорова. Председателем комиссии стала Надежда Пучкова, председатель Зеленоградского окружного суда, который считается одним из лучших в столице.

За показатели работы судов теперь спрашивают с их председателей. В 2007–2008 гг. истекают полномочия многих председателей судов (они назначаются на шесть лет). Переутверждение их в должности зависит от претензий к работе районных судов, сказала Егорова. Три председателя квалификационная коллегия уже рекомендовала переназначить, процедуру подтверждения полномочий должны пройти еще шесть.

Усиление давления на судей депутат Госдумы Сергей Попов объясняет антикоррупционной кампанией. “С коррупцией у нас борются путем усиления административного регулирования”, – констатирует Попов.

Практика переутверждения председателей была введена в 2001 г. в ходе “реформы Козака” для усиления административного контроля за деятельностью судов. До этого председатели назначались пожизненно, это вело к их полной безответственности, говорит завсектором сравнительного правоведения Института государства и права РАН Алексей Автономов. Теперь другая крайность, добавляет Автономов: суды боятся инакомыслия. Теоретически каждый судья независим при принятии решения, а председатель отвечает только за организацию процесса. Но на самом деле карьера каждого во многом зависит от того, как его работу оценивает руководитель, отмечает Автономов. Например, председатель Мосгорсуда может наложить вето на рекомендацию квалификационной коллегии к назначению кандидата на должность. Каждое отмененное решение – большой минус для судьи и это грозит другой крайностью, уверен Автономов: “Суды будут стремиться консолидировать позицию с мнением исполнительной власти”.