Трубки в розыске


Пресс-секретарь “Мегафона” Марина Белашева считает, что база краденых номеров может быть только общероссийской, иначе она теряет всякий смысл: ворованные телефоны хлынут в регионы, где она не работает. Если заработают черные списки, операторам придется выступать в роли правоохранительных органов и отключать абонентов, на что у них просто нет полномочий, говорит менеджер по связям с общественностью “Вымпелкома” Екатерина Осадчая. По ее словам, год назад по запросу одного из депутатов Госдумы специалисты “Вымпелкома” анализировали возможность использования базы краденых телефонов и пришли к выводу, что для этого операторам придется установить еще одну систему биллинга (выставления счетов абонентам за телефонные переговоры). Тем не менее МТС помогает правоохранительным органам в рамках закона об оперативно-розыскной деятельности, говорит пресс-секретарь компании Ирина Осадчая.

В прошлом году в России зарегистрировано около 600 000 краж сотовых телефонов – на 70% больше, чем за 2005 г. Об этом, как сообщило агентство “Интерфакс”, заявил в пятницу российский министр внутренних дел Рашид Нургалиев. Борьба с кражами мобильных телефонов становится одной из важнейших задач для милиции, сообщил министр, добавив, что “организацию борьбы с данным видом хищений необходимо выделить в самостоятельную линию, обеспечив тесное взаимодействие с оперативно-техническими подразделениями и правоохранительными органами стран – участниц СНГ”.

Еще недавно в России активно обсуждалась идея создания черных списков IMEI-номеров краденых трубок, с помощью которых операторы могли бы заблокировать доступ таких телефонов в свои сети. В прошлом году Дума рассматривала два законопроекта о создании таких списков – их внесли законодательные собрания Пермской и Свердловской областей. Но правительство выступило против. Зампредседателя правительства Александр Жуков указал в заключении на один из законопроектов, что, если сотовые операторы станут отключать добросовестных приобретателей сотовых телефонов, это может нарушить права потребителей.

Эксперты говорят, что черные списки, использующие номер IMEI, не прижились ни в одной стране. Российские сотовые операторы еще семь лет назад запустили подобную систему в тестовом режиме, вспоминает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Но подозрительными оказались 40% телефонов и операторы не решились использовать систему, рассказывает он.

Старший эксперт MForum Analytics Алексей Бойко считает неработоспособной саму идею создания базы краденых мобильных телефонов. Правда, у Интерпола имеется база угнанных автомобилей, но сотовых телефонов в мире значительно больше, а стоят они дешевле и устаревают намного быстрее, констатирует он. Подавляющее большинство людей, лишившихся телефона, махнут рукой и купят новый, в создании черных списков потребители не заинтересованы, уверен Бойко. Тем более что номер IMEI легко поменять с помощью компьютера, а внесение номеров краденых телефонов через Интернет без подтверждения факта кражи может осложнить жизнь добросовестным покупателям, добавляет он.