Высокая нота под патриаршими сводами


Куратор проекта Ким Томас и администрация музеев Кремля собираются привозить в Москву лучших музыкантов со всего мира. Выбранное направление – аутентичная средневековая духовная музыка, а также сочинения современных композиторов, ею вдохновляющихся. На открытии цикла The Hilliard Ensemble пел музыку разных веков и традиций – от средневековых шотландских сочинений до частей армянской литургии в обработках Комитаса. Но прозвучали и специально написанный для британского квартета хорал Арво Пярта (The Hilliard Ensemble вот уже много лет пользуется репутацией эталонного исполнителя сочинений эстонского композитора), и опус современного шотландца Джеймса Макмиллана на текст из средневекового манускрипта.

Таким образом, неновая идея “исполнять старинную музыку в тех самых залах и интерьерах, в которых она могла звучать пять веков назад”, получила весьма неожиданное расширение: невозможно ведь себе представить, чтобы во времена патриарха Никона в его дворце звучали католические или протестантские песнопения. Но были спеты и два современных православных сочинения (прозвучавших довольно необычно в исполнении баритона, двух теноров и контратенора): “Хвала” Александра Раскатова и Arkhangelos британца Айвана Муди.

Публика (в основном британские экспаты) собралась по пригласительным, но заместитель директора музея “Московский Кремль” Зельфира Трегулова обещает, что на следующие после этой обкатки концерты цикла будут продаваться обычные билеты. 6 марта выступит британский ансамбль виол Fretwork с программой еврейской музыки, звучавшей при английском королевском дворе XVI в., а 14 апреля пианистка Джоанна Макгрегор сыграет “Двадцать взглядов на лик Иисуса-младенца” Оливье Мессиана. В сентябре же Ким Томас рассчитывает привезти в Кремль знаменитого контратенора Майкла Чанса, чтобы тот вместе с Fretwork исполнил произведения современного британского композитора сэра Джона Тавенера, также принадлежащие православной традиции.