КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: Жаль расставаться


Владелец британского производителя спорткаров TVR Николай Смоленский не раз публично рассказывал о нежных чувствах, испытываемых к своей компании и британскому автопрому в целом. “Я всегда был поклонником британской автоиндустрии и считаю, что именно в этой стране работают лучшие автомобильные дизайнеры и инженеры”, – утверждал он два с половиной года назад, объявляя о покупке TVR. Тогда сделка, по данным английских СМИ, обошлась предпринимателю в 15 млн фунтов стерлингов. Со временем любовь только крепла. “Сейчас я даже с большей страcтью отношусь к TVR, чем когда купил его, – говорил прошлым летом Смоленский. – Я никогда не собирался уходить [с завода], я верю в его будущее, и у меня нет намерения терять деньги”.

Правда, в конце прошлого года Смоленский все же продал завод (производственная компания, в которую он входил, была к тому времени переименована из TVR Engineering в Blackpool Automotive). Планы по десятикратному росту производства автомобилей и превращению TVR в британский Aston Martin реализовать не удалось. Более того, если в конце 1990-х компания продавала по 2000 машин ежегодно, то с тех пор эта цифра неуклонно снижалась. В 2005 г. компания продала 540 автомобилей, а ее убытки выросли с 1 млн фунтов при обороте в 21 млн в 2004 г. до почти 12 млн фунтов спустя год при выручке 16,7 млн фунтов.

Но на прошлой неделе Смоленский доказал – слов на ветер он не бросает. Предприниматель выиграл торги по продаже активов Blackpool, организованные внешним управляющим компании – британской фирмой PKF Partners (этой функцией ее наделили директора автопроизводителя, купившие компанию у Смоленского). Сумму сделки организаторы торгов не разглашают. Известно лишь, что Смоленскому пришлось покупать всю компанию целиком, включая производственные мощности, собранные машины и торговую марку TVR. Между тем еще в декабре британская пресса писала, что бренд предприниматель оставил себе. Один из партнеров PKF рассказал “Ведомостям”, что торговая марка не отчуждалась у Blackpool. (По данным Патентного офиса Великобритании, марка TVR с 1998 г. принадлежит TVR Engineering и никому не передавалась.) А повторную покупку компании Смоленским партнер PKF объясняет просто – предприниматель был ее крупнейшим кредитором. Таким образом, часть средств, уплаченных за Blackpool, вернется Смоленскому. Его конкуренты на торгах были лишены такого преимущества.

К тому же теперь Смоленский сможет начать жизнь в автопроме с чистого листа. Ведь доставшиеся ему активы свободны от долгов. Нет у предпринимателя и каких-либо ограничений на перенос производства в другие страны, о чем он задумался еще в прошлом году. Правда, шансы Смоленского спасти компанию минимальны. Ведь ему не удалось справиться с убытками TVR. А за перенос мощностей придется выложить несколько миллионов долларов, да вдобавок потратиться на поиск и обучение рабочих. По всему получается, что выход у Смоленского один – найти богатого покупателя на TVR. Так что его триумфальное возвращение в автопром вполне может оказаться явлением кратковременным.