0,2 гривны раздора


С ноября прошлого года UMC вела переговоры с GT о продлении договора на взаимное подключение сетей, рассказала директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская. В этом договоре должны были оговариваться тарифы за звонки абонентов с одной сети на другую. По ее словам, UMC предлагала продлить прежний договор, по которому GT платил ей 0,5 гривны ($0,1) за минуту соединения, но GT настаивал на более низкой цене – 0,3 гривны. В результате с 1 марта UMC отключила GT от своей сети. При этом у UMC есть подобные договоры со всеми другими украинскими телекоммуникационными компаниями, подчеркивает Кохановская. Со всеми этими операторами UMC договорилась о той же цене, которую предлагала для GT, – 0,5 гривны за минуту, говорит знакомый с ситуацией источник. Такую же цену, по сведениям другого осведомленного источника, назначила другим операторам и крупнейшая сотовая компания Украины – “Киевстар”.

В GT возмущены действиями UMC, но, даже несмотря на отключение, этот оператор соединяет своих абонентов с UMC через другие сети, говорит его представитель. В пресс-релизе GT отмечается, что UMC завышает тариф в 2,8 раза по сравнению с операторами фиксированной связи – они берут за минуту соединения 0,18 гривны. А по украинскому законодательству все операторы должны иметь равные права, в том числе и при взаимном соединении сетей, напоминает GT. Компания, впрочем, готова согласиться с тарифом в 0,3 гривны за минуту – по ее оценкам, это экономически обоснованная цена. Но если UMC будет сохранять тарифы на нынешнем уровне, это станет препятствием для GT, которое не позволит снижать тарифы для абонентов и отразится на качестве услуг, поскольку компании придется использовать обходные маршруты соединения своих абонентов с абонентами UMC, отмечает директор по взаимодействию с операторами украинского GT Кирилл Козлов.

Гендиректор УРС Сергей Миронов согласен, что крупнейшие украинские операторы – UMC и “Киевстар” выставили конкурентам “заградительные” тарифы, которые выгодны лишь им самим. Он считает, что если GT удастся добиться снижения тарифа UMC, то это станет прецедентом, который поможет другим участникам рынка. Пересмотр межоператорских тарифов мог бы быть выгоден и самой УРС, которая с начала 2006 г. активно набирает абонентов и выйти на безубыточность рассчитывает лишь в конце I квартала этого года. Снижение тарифов будет на руку всему рынку, соглашается аналитик iKS-Consulting Алексей Данилин. А аналитик “Атона” Надежда Голубева добавляет, что одинаковое снижение себестоимости пропуска трафика позволит всем операторам снизить тарифы абонентам, но не принесет кому-то из них выгоду. Но замгендиректора украинского оператора связи компании Datagroup Олег Стефанюк обращает внимание, что себестоимость обслуживания сети у всех операторов разная: чем больше сеть, тем выше затраты, поэтому цена в 0,3 гривны за минуту может оказаться недостаточной для того, чтобы покрывать затраты UMC.

UMC и GT обсуждали ситуацию в присутствии членов украинского регулятора рынка связи – Национальной комиссии по регулированию связи (НКРС), но не пришли к взаимопониманию, говорится в пресс-релизе GT. Теперь их конфликт будет рассматривать сама НКРС. Если проблема не разрешится до конца марта, GT собирается обратиться в Антимонопольный комитет Украины.

Данилин считает отключение одной сети от другой недопустимой для цивилизованного рынка мерой и уверен, что тарифы должны быть не договорные, а регулироваться третьей, независимой стороной. А Голубева напоминает, что подобные межоператорские конфликты были и на российском рынке – законодательно вопрос был урегулирован лишь в середине прошлого года.