Растут быстрее рынка


Крупнейшие российские продавцы сотовых телефонов подвели итоги работы в 2006 г. Рынок близок к насыщению, и рост оборотов снижается: если в начале века он мог быть и 200% за год, то сейчас никто не дотянул и до 100% (оборот считается как сумма выручки от продаж и всех платежей, которые продавец переводит оператору, прежде всего за услуги связи, поясняет Сергей Савин из J’son & Partners). Оборот группы компаний “Связной” вырос на 74,3% до $1,83 млрд, “Евросети” – на 79% до $4,62 млрд. Dixis, “Цифроград” и “Беталинк” еще официально не объявили прошлогодние результаты, но поделились с “Ведомостями” информацией об оборотах: у Dixis – $701,5 млн (рост на 83%), у “Цифрограда” – $722,4 млн (на 60%), у “Беталинка” – $690 млн (на 81,6%). При этом продажи мобильных телефонов, по данным J’son & Partners, выросли всего на 13% – с $5,5 млрд до $6,2 млрд, а в натуральном выражении сократились на 6% до 31,6 млн.

Рост оборота у крупных сотовых ритейлеров в первую очередь связан с увеличением их рыночной доли, считает аналитик J’son & Partners Сергей Савин. Крупные игроки выдавили с рынка более мелких, соглашается аналитик MRG Эльдар Муртазин, на них теперь приходится не более 15%. Увеличение доли рынка на 1%, по его мнению, давало сотовым дилерам рост оборота на 5%.

Участники рынка в целом с этим согласны. По данным опрошенных “Ведомостями” представителей компаний, Dixis увеличила число салонов более чем вдвое и сейчас их свыше 1500, “Евросеть” – на 64% до 5087 (только покупка “Ультры” принесла 205 новых магазинов), “Связной” – на 41%.

По словам руководителя отдела по связям с общественностью “Связного” Елены Ноготковой, доля новых магазинов в росте оборота компании составила всего 12%, а остальной рост обеспечило увеличение средней цены телефона (на 28% до $211) и рост продаж фотоаппаратуры (в четыре раза), аксессуаров (в 1,5 раза) и платежей (в 1,8 раза). Около 20% роста оборота компании получили от повышения средней цены телефона в зависимости от компании – на 20–30%, полагает Муртазин из MRG.

“В прошлом году активно рос рынок замещения, развивалось потребительское кредитование, и при этом росло благосостояние граждан – покупатели все чаще отдавали предпочтение дорогим телефонам”, – говорит гендиректор Dixis Алексей Чуйкин. По его словам, в 2006 г. средняя цена телефона в Dixis составила $240, а более половины проданных телефонов пришлось на модели стоимостью свыше $200. По прогнозам Чуйкина, в 2007 г. тенденция сохранится – количество проданных телефонов будет сокращаться, а выручка от их реализации – расти, основные продажи придутся на телефоны от $200 до $300.