Пароходствам нужен лизинг


Вчера Минпромэнерго сообщило о новой инициативе по поддержке судостроительной отрасли, объявив конкурс по отбору лизинговых проектов в области гражданского судостроения. Соответствующий приказ глава министерства Виктор Христенко подписал 9 марта. Согласно документу до 1 июня 2007 г. специальная комиссия отберет заявки интересантов на участие в таких проектах. Победители получат господдержку за счет средств федерального бюджета, говорится в пресс-релизе министерства.

Идея Минпромэнерго не нова. Шесть лет назад то же самое предложило Минэкономразвития, чтобы поддержать российский авиапром. В 2001 г. министерство провело конкурс среди лизинговых компаний, готовых финансировать постройку новых российских лайнеров, который выиграли “Ильюшин финанс” (ИФК) и ФЛК. Первым вкладом государства стала покупка их акций (на $132 млн). А затем – оплата допэмиссий. По словам представителя Минпромэнерго, “лизинговые проекты в судостроительной отрасли предположительно будут финансироваться со стороны государства в объеме, сопоставимом с господдержкой аналогичных программ в авиапроме”. Последние два года ИФК и ФЛК на двоих получали от государства порядка 6 млрд руб. в год. Чиновники надеются, что лизинговые проекты увеличат долю российских производителей в объеме заказов отечественных судовладельцев. За последние 10 лет, по данным Минпромэнерго, она составляет менее 6% (или порядка 1 млрд руб. в год).

“Предложения поучаствовать в конкурсе уже были отправлены ряду лизинговых компаний, а также в адрес всех крупных российских судовладельцев и частных компаний – владельцев судостроительных активов”, – говорит представитель Минпромэнерго. “Лизинг – специфический бизнес, и вряд ли участие в такого рода проектах будет интересно судостроителям”, – говорит совладелец ряда верфей. “Все будет зависеть от того, насколько будут выгодны лизинговые схемы”, – говорит президент “Новошипа” Сергей Терехин. “Развитая схема лизинга сделает условия размещения заказа на российских верфях привлекательнее, но любую судоходную компанию интересует прежде всего цена вопроса”, – соглашается президент консорциума Timmerman Yachts Дмитрий Мироненков. “Никому из крупных игроков – ни “Совкомфлоту”, ни “Новошипу”, ни Дальневосточному пароходству – не будет это интересно, – категоричен топ-менеджер одного из пароходств. – Кредиты западных банков все равно будут дешевле. К тому же российские верфи намного отстают по технологиям от верфей Южной Кореи и Китая”.

Зато представители речных пароходств, на которых, по словам представителя Минпромэнерго, в большей степени направлена инициатива министерства, планы государства поддерживают. “Развитие лизинга необходимо, ведь у компаний, не имеющих на балансе достаточного количества активов, чтобы закладывать их под стандартные схемы кредитования, альтернативных источников финансирования строительства судов просто нет”, – говорит гендиректор судоходной компании Prime Shipping Игорь Ганин.