Ледокол в долг


В пятницу Балтийский завод передал заказчику – Федеральному агентству морского и речного транспорта атомный ледокол “50 лет Победы” мощностью 54 МВт. Это последний из пяти ледоколов класса “Арктика”, проект которых был разработан еще в 70-х гг.

Он был заложен на Балтийском заводе в 1989 г. и первоначально носил имя “Урал”. Строительство продолжалось до 1991 г., а затем было заморожено. В 1995 г. по решению правительства он был переименован в “50 лет Победы” и федеральный бюджет начал выделять небольшие деньги на поддержание гигантского недостроя в законсервированном состоянии, вспоминает бывший генеральный директор Балтийского завода Олег Шуляковский. Только в конце 2002 г. тогдашний премьер-министр Михаил Касьянов подписал указ о финансировании достройки ледокола. Общая стоимость работ была оценена в 2,5 млрд руб. Ледокол к тому моменту был готов на 70%.

По словам гендиректора Балтийского завода Александра Чистова, бюджет выделял средства только до конца 2005 г., а в 2006–2007 гг. предприятие финансировало стройку из собственных и заемных средств. Долг бюджета, по словам Чистова, составляет около 900 млн руб., завод согласовывает точную сумму и график погашения с Минтрансом и Минфином.

Вопрос с задолженностью перед заводом в ближайшее время будет решен, обещает руководитель агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко. Он говорит, что Минтранс планирует к 2013 г. построить первый атомоход нового поколения, эскизный проект которого должен появиться через два года. Проектант пока не выбран.

“К 2013 г. атомоходы, находящиеся в эксплуатации, исчерпают свой ресурс, к этому времени им должна быть готова замена”, – рассказал чиновник.

По данным Минтранса, для поддержания круглогодичной навигации на Северном морском пути необходимо к 2020 г. построить четыре новых атомных ледокола мощностью 60 МВт и один сверхмощный – в 100 МВт. Общая стоимость пяти судов – около $1,4 млрд.

Новые ледоколы необходимы для того, чтобы увеличить грузооборот Севморпути с нынешних 1,5–2 млн т в год до 6–8 млн т, только при этом условии он станет окупаемым, говорит главный специалист ЦНИИ технологии судостроения Илья Вайсман. Кроме того, атомные суда должны обеспечить разработку шельфовых месторождений нефти и газа на Крайнем Севере, считает эксперт. “Последний советский атомоход строился без всякой государственной политики в этой области. Поскольку чиновники сформулировали задачу по обновлению атомного флота, есть большие шансы на реализацию программы строительства новых ледоколов”, – полагает Вайсман.