Европейцам ближе Toshiba


Борьба между двумя новыми технологиями, позволяющими записывать на DVD изображение высокого разрешения, напоминает противостояние между аналоговыми форматами VHS и Betamax, которые использовались для записи видеокассет в 1980-х. В США диски Blu-ray по объему продаж примерно вдвое опережают продукцию в формате HD-DVD. А вот в Европе ситуация противоположная: здесь уже можно приобрести 35 фильмов в формате HD-DVD, а в каталоге дисков Blu-ray не наберется и 10 картин. В пользу HD-DVD высказались французские студии Studio Canal и Path?, испанские Filmax и DeAPlaneta, немецкие Imagion и Nixbu. Окончательный выбор в пользу одного из двух форматов за Голливудом, но многие эксперты – например, сотрудник Screen Digest Ричард Купер – добавляют: важность европейских независимых студий нельзя недооценивать. В Великобритании на такие студии приходится 30% кинорынка, во Франции – 50%, в Испании – 35–40%, в Германии – 40%.

Чтобы укрепить позиции HD-DVD в Европе, Toshiba совместно с Microsoft начала здесь кампанию по технической поддержке этого формата. “Мы получаем от сторонников HD-DVD гораздо больше помощи, чем из лагеря Blu-ray”, – признается топ-менеджер Studio Canal Родольф Бюэ.

Зампредседателя европейской ассоциации Blu-Ray Disc Association Давид Вальства подтверждает, что Sony сконцентрировала усилия на американском рынке. А для европейских студий важна цена оптических носителей. Многие из них верят, что цены на диски HD-DVD будут снижаться быстрее, чем на Blu-ray: уже в этом году китайские производители начнут выпускать недорогое оборудование для работы с форматом Toshiba. Как правило, европейские студии рассчитывают на сравнительно небольшую аудиторию, а потому отдают предпочтение самым распространенным форматам.

Вдобавок существующие заводы по производству DVD легко переоборудовать под выпуск HD-DVD, тогда как для изготовления Blu-ray необходимо полностью менять парк оборудования. “Для наладки линии по выпуску дисков HD-DVD нужно вложить порядка 800 000 евро (около $1,07 млн) – и можно штамповать на ней по 40 000 дисков в день, – объясняет гендиректор крупного французского производителя DVD-дисков Qol Лоран Вийом. – Аналогичная линия для Blu-ray стоит 1,7–1,8 млн евро ($2,3–2,4 млн), а ее производительность не превысит 15 000 дисков в день”.

Диски Blu-ray обладают большей емкостью, но многие кинематографисты утверждают, что для европейцев это не так важно. Недавно вышедший фильм Бениньи “Тигр и снег” легко умещается на одном диске HD-DVD. (FT, 8.04.2007, Александр Силонов)