Скидки не по сезону

“Страны идут с молотка!” – объявляет “Аэрофлот”. “При покупке одного билета второй вы получаете бесплатно”, – завлекает “Россия”. Слетать за 300 руб. в 38 городов предлагает S7, бывшая “Сибирь”. Традиционные авиаперевозчики, кажется, научились соблазнять пассажиров скидками не хуже мировых лидеров лоу-коста Ryanair или Southwest. Но поучаствовать в этом празднике непросто. Авиакомпании объявляют о распродажах чуть ли не накануне их начала: надо немедленно решить, лететь или не лететь, и сразу покупать, а то билеты кончатся. Менять их никак нельзя. Российские перевозчики не идут на компромиссы. Но скоро их нравы смягчатся.

Планомерные распродажи нужны перевозчикам для того, чтобы увеличить загрузку. Период отпусков приносит авиаторам 80% оборота. В низкий сезон затраты у перевозчиков практически не уменьшаются, а вот заполняемость, если компании не прикладывают специальных усилий, падает до 60%, а то и ниже, а ведь чтобы просто окупить рейс, требуется 70%. Пустующие кресла нужно заполнить любой ценой. Оттого календарь скидок у российских компаний примерно одинаков. “Аэрофлот”, например, позволяет дешево летать с 9–10 января по 23–25 марта, со 2–4 апреля по 8–9 июня и с 21–24 сентября по 19–20 декабря. На 23 февраля, 8 Марта, майские и ноябрьские праздники, Новый год скидок не положено. При распродаже билетов на загранрейсы учитываются праздники и крупные мероприятия в странах прибытия. “Разумеется, на Октоберфест в Германию или День святого Патрика в Ирландию вы никогда не улетите дешево”, – категоричен директор по продажам S7 Илья Александровский.

Российские перевозчики утверждают, что в объеме продаж их компаний дешевые билеты занимают не более 5%. Выходит, из 38 млн летавших в прошлом году скидки получили примерно 2 млн пассажиров. Это очень мало. Например, British Airways, перевезшая в 2006 г. 36 млн человек, только на распродаже в прошлом декабре реализовала 4,5 млн билетов.

Неуклюжая система сезонных распродаж продержится в России недолго, уверен директор по маркетингу S7 Станислав Черкасов. S7 уже разрабатывает сетку тарифов, зависящих от срока оплаты билета. Но широко распространится эта схема не раньше, чем авиакомпании приучат пассажиров к продажам через Интернет. У кассиров не хватит ни времени, ни сил подбирать каждому пассажиру дату и время перелета в зависимости от тарифа. С Интернетом будет куда проще: сидишь дома за компьютером, изучаешь тарифы хоть на год вперед и покупаешь то, что нужно. В Америке доля продаж авиабилетов через Интернет в прошлом году достигла 70%, в Европе – 40%. У нас объем продаж через Сеть – лишь 2–3%, но через 3–5 лет он вырастет до вполне приличных 30%, прогнозируют авиакомпании. Тогда-то постоянные скидки смогут заработать.