Нельзя без прибыли


В список УФНС вошли такие компании, как ЗАО “Скай Линк”, ЗАО “Корпорация МИАН”, ОАО “Русские машины”, ЗАО “Делойт и Туш СНГ”, ЗАО “Система Телеком”, ООО “ХК “Росгосстрах”, ЗАО “Комкор-ТВ”, ОАО “Интурист Отель Групп”, ЗАО “Северсталь-Ресурс”, ЗАО “Миракс-Сити”, ОАО “Компания “Главмосстрой”, ЗАО “Страховая группа “Уралсиб”, ООО “Группа Ренессанс Страхование” и др.

В прошлом году ФНС обязала инспекции отчитываться о проверках нерентабельных компаний, а затем было решено создать специальные комиссии (“зарплатные”), на которые вызывают представителей убыточных предприятий. Начали инспекторы с составления списка подозрительных компаний, анализируя не только налог на прибыль, но и размер зарплат, и вычетов по НДС.

Вчера управление ФНС по Москве на сайте отчиталось о проделанной работе. Всего за I квартал 2007 г. налоговики проверили 11 000 убыточных компаний. При камеральных и выездных проверках 1900 компаний инспекторы доначислили 0,5 млрд руб. налога на прибыль.

На заседании “зарплатных” комиссий приходится обосновывать убытки и уровень зарплат, оправдываться за произведенные затраты. Тем, чьи объяснения не покажутся убедительными, грозят проверки, а инспекторы должны будут принять меры, “направленные на повышение уровня рентабельности и привлечение к уплате налога на прибыль”. В первую очередь приглашение ждет “хронически убыточные организации, из числа крупнейших и основных налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в высокодоходных сферах экономики, и, одновременно, выплачивающие зарплату ниже среднего уровня” по отрасли.

По 1539 убыточным организациям, “имеющим наибольший годовой доход”, материалы переданы московскому Комитету по делам о несостоятельности. А во II–III кварталах 2007 г. приглашения на заседания комиссии получат около 15 000 убыточных организаций.

Причиной вызова на заседание комиссии в УФНС по Москве стала отрицательная налогооблагаемая база при большой прибыли, рассказывает главбух одной из вызванных на заседание компаний: чиновники заявили, что им не нужны компании, не платящие налог на прибыль, и было предложено исправить отчетность, чтобы появилась положительная налогооблагаемая база. В противном случае, по ее словам, налоговики пригрозили опубликовать информацию о компании на сайте, провести проверку и “выдавить в регионы”. Объяснение, что такие показатели связаны с применением льгот, налоговиков не устроило. Компании пришлось переделать отчетность, уведомив налоговиков, которые пообещали исключить компанию из черного списка.

Член совета директоров Mirax Group Дмитрий Луценко говорит, что большие долги – обычная история для всех крупных строительных компаний: “Это особенность российской отчетности, по которой доходы строитель может учесть только после сдачи объекта в эксплуатацию, а все предыдущие расходы записываются ей в убыток”.

Представитель “Русских машин” удивлен появлению его компании в списке: “Русские машины” – аналог управляющей компании, поэтому она и не зарабатывает прибыль (кроме дивидендов, налог с которых платится дочерней компанией), зато несет административные расходы”.

Директор департамента по связям с общественностью АФК “Система” Ирина Потехина объясняет: “Система Телеком” предназначена для оказания управленческих услуг и экспертизы отрасли для телекоммуникационных компаний АФК, а не для получения прибыли. Для нее наличие убытков не является чрезвычайной ситуацией”.

Задача налоговых органов – искать сокрытые налоги, а прибыльность организации – в первую очередь забота менеджеров и ее владельцев, удивлен член правления банка “Ренессанс Капитал” Андрей Мовчан. У него есть аргумент для налоговой службы – иностранные инвесторы только что одолжили банку $300 млн, что демонстрирует их понимание того, как развивается этот бизнес и какие затраты сейчас несет.

Налоговиков не интересует общий уровень налогов, их стратегия – борьба именно за налог на прибыль, говорит сотрудник одной из крупных компаний, попавших в список. При активном росте компании и высоких зарплатах у компании может не быть прибыли.

Публикация таких списков – нарушение налоговой тайны, а убыток не является нарушением закона, говорит адвокат юркомпании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры” Юрий Воробьев.

Партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин возмущается: теперь налоговый орган, а не рынок решает, прибылен ли бизнес.