Минимальные жертвы


В пятницу Лужков переназначил трех из четырех первых замов: руководителем комплекса социальной сферы осталась Людмила Швецова, строительным комплексом продолжил руководить Владимир Ресин, а Юрий Росляк сохранил кураторство над комплексом экономической политики. Руководить новым комплексом имущества и земельных ресурсов будет экс-руководитель департамента имущества Владимир Силкин. Остались и три простых зама: курировать межрегиональное сотрудничество продолжит Валерий Виноградов, малое предпринимательство – Михаил Вышегородцев, а Анатолий Петров остался представителем мэра в Мосгордуме.

Об отставках в субботу рассказал сам Лужков, во время посещения реконструируемого музея-заповедника “Царицыно”. “Я вынужден был поменять руководителя комплекса городского хозяйства Петра Аксенова”, – сообщил мэр, отметив, что тот “будет использован в городе на серьезной работе, но уже не на таком уровне”. На место Аксенова переведен префект Южного округа Петр Бирюков, которого Лужков охарактеризовал как “сильного и эффективного человека”.

Причина рокировки – неудовлетворенность состоянием коммунального хозяйства города, говорит депутат Мосгордумы Сергей Гончаров. Его коллега Татьяна Портнова добавляет, что реформа ЖКХ лучше шла в округе Бирюкова, где на смену ДЭЗам пришли частные компании.

Отставку Орджоникидзе, работавшего в руководстве правительства с 1992 г., Лужков связал с изменением структуры внешнеэкономических ведомств. Их бывшему куратору предложена новая должность, рассказал мэр, Орджоникидзе раздумывает. Он находится в продолжительном отпуске уже месяц, сообщил источник в правительстве. Игорный бизнес в Москве скоро будет окончательно свернут, возможно, именно этим объясняется уход вице-мэра, рассуждает Гончаров. Орджоникидзе – давний член команды, вряд ли это произошло по инициативе самого мэра, возражает депутат Сергей Митрохин. По его мнению, отставка случилась под давлением Кремля, возможно, это отголосок антигрузинской кампании. В ее разгар было закрыто несколько игорных заведений, владельцами которых считались представители грузинской диаспоры в Москве.

Но сам Лужков заявил, что не получал рекомендаций ни со стороны главы государства, ни со стороны полпредства: ему “была предоставлена возможность полностью самостоятельно формировать состав правительства”.

Политики и эксперты отмечают, что Лужков обошелся минимальными кадровыми перестановками. “Сохранение ключевых фигур в правительстве Москвы свидетельствует не столько о каких-то политических договоренностях [Лужкова с Кремлем], но говорит о том, что на рынке нет людей уровня Росляка или Ресина, – говорит депутат Госдумы от Москвы Владимир Мединский, – эти люди заняты в первую очередь не политическими, а хозяйственными вопросами”.

“Переназначив Лужкова, президент подтвердил его право на формирование собственной команды, чтобы обеспечить стабильность и управляемость ситуации в Москве, – отмечает политолог Алексей Макаркин, – иначе Лужков мог превратиться в символическую фигуру, а это для мэра неприемлемо”. Макаркин уверен, что, пока Лужков будет у власти, кадровых революций в столичном правительстве не произойдет.

Но депутат Госдумы от Москвы Галина Хованская уверена, что точечными перестановками столичные проблемы не решить: “необходимо более глубокое кадровое обновление”.

(В подготовке статьи участвовали Серафима Смирнова, Мария Портнягина.)