Ускользающий доход


Начальник отдела нижегородского филиала “Брокеркредитсервиса” Михаил Мартынов подчеркивает, что неосвоенные деньги – не повод урезать городу доходы в дальнейшем. Он не исключает, что, поторговавшись, область за счет средств федерального бюджета увеличит Нижнему доходную часть до необходимого уровня.

В минувшую пятницу мэр Нижнего Вадим Булавинов, входящий в рабочую группу по формированию консолидированного бюджета-2008, объявил, что в проекте бюджета годовой доход города предполагается сократить с 13 млрд руб. до 9,227 млрд руб. и что он с этим не согласен. “При формировании бюджета нужно учитывать нагрузку на Нижний как на административный центр и применять какие-то корректирующие коэффициенты. Нельзя подсчитывать по единой методике доходы Нижнего Новгорода и Большого Болдина”, – заявил Булавинов на брифинге 20 июля. На городе лежит содержание мостов и убыточного метрополитена, а расходы на городское освещение составляют 160 млн руб. в год, подчеркнул он.

В областном минфине полагают, что мэр ошибается. Собственные доходы Нижнего рассчитаны в объеме 9,227 млрд руб., но здесь не учтены федеральные деньги, рассказала “Ведомостям” первый заместитель министра финансов Нижегородской области Людмила Старостина. По ее словам, в 2007 г. трансферты из федерального бюджета на всю Нижегородскую область составляют 8,9 млрд руб., а на следующий год планируется больше – 11,895 млрд руб. Сейчас распределены еще не все федеральные средства, и Старостина не исключает, что доходная часть нижегородского бюджета с учетом этой помощи будет даже больше, чем в 2007 г. По данным областного минфина, в 2007 г. город должен получить более 4 млрд руб. федеральной помощи при собственных доходах в 8,7 млрд руб.

Депутат Госдумы РФ от Нижегородской области Александр Хинштейн считает, что недостаток средств, если он все же будет, можно компенсировать за счет хорошей собираемости муниципальных налогов – налога на доходы физических лиц и отчасти земельного налога. Кроме того, у мэра всегда есть возможность поставить вопрос перед областью о выделении субсидий или субвенций из областного бюджета, добавил Хинштейн.

Информация департамента финансов нижегородской мэрии по итогам 2006 г. свидетельствует, что в бюджете Нижнего 100%-ное финансирование получила лишь одна статья: “Борьба с беспризорностью”. А, например, жилищно-коммунальное хозяйство получило 95,2% запланированного, здравоохранение и спорт – 97,3%, социальная политика – 85,5% .

Старостина и Хинштейн утверждают, что к началу 2007 г. город не освоил 1,5 млрд руб. Официально мэрия показала, а городская дума утвердила профицит в 0,9 млрд руб. (см. график). Зампред бюджетной комиссии гордумы Владимир Паченов ранее прокомментировал “Ведомостям” двойственную природу профицита. Мэрия вместе с налоговыми органами провела успешную кампанию против серых зарплат, а также эффективно управляла муниципальной собственностью: план по доходам от аренды муниципального имущества выполнили на 107,6% (данные мэрии). Собственные доходы бюджета-2006 составили 7,7 млн руб. (108%) против запланированных 7,2 млрд руб. С другой стороны, подтверждает Паченов, администрация не смогла оперативно использовать все полученные средства при жесткой казначейской системе исполнения бюджета.

Разногласия между городским и областным руководством, когда одни урезают деньги, а другие требуют больше, – нормальный политический процесс, говорит бывший вице-мэр Нижнего Сергей Абышев. Следующим шагом мэра станет объявление, какие сферы городского хозяйства пострадают: например, ЖКХ или система социальных пособий, что могло бы стать серьезным аргументом в преддверии выборов в Госдуму.