Марш Мандельсона


Такая тактика оправданна в случаях, когда инвестфонды, контролируемые иностранными государствами, скупают европейские компании из отраслей, которые сами эти государства защищают от покупок иностранцами, заявил на выходных комиссар ЕС по торговле Питер Мандельсон.

Возможно, следует создать “европейские золотые акции”, говорит Мандельсон: “Цель – в том, чтобы добиться взаимной открытости [стран друг другу], а не взаимного протекционизма”. К выработке единых правил защиты от поглощений извне призвали канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози, когда встречались в Тулузе и решали, как быть с авиаконцерном EADS. Меркель предложила, чтобы первым делом “золотая акция” была именно на EADS (летом 2006 г. около 5% акций концерна скупил ВТБ).

“Золотые акции” разрешают правительствам принимать стратегические решения, даже не имея мажоритарного пакета акций в компании. Европейская комиссия долгие годы уговаривала европейские правительства отказаться от этого механизма. Британское правительство, например, отказалось от “золотой акции” в ВAA (оператор аэропортов), но сохранило ее в Rolls-Royce (производитель авиадвигателей) и BAE Systems (ВПК). Изменить позицию, пишет FT, еврокомиссаров заставила перспектива скупки госфондами из Китая и России компаний ВПК, энергетики, авиапрома.

Правила выпуска и обращения “золотых акций” должна регулировать, по предложению Мандельсона, Еврокомиссия и сами акции должны действовать “в европейских интересах, а не в интересах отдельных государств”. В противном случае, говорит он, страны Европы будут использовать иностранные госинвестфонды как предлог для защиты национальных чемпионов от конкуренции – и это “ужасно”.

“Золотые акции” в европейских странах были введены в 1950-х гг., во время расцвета госкапитализма, напоминает проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев, постепенно механизм был признан неэффективным. Эта акция дает право голоса, который можно использовать для наложения вето по стратегически важным вопросам.

Еврокомиссия долго требовала ликвидации института “золотой акции”, говорит завлабораторией Института экономики переходного периода Александр Радыгин. В 2002 г. Европейский суд справедливости согласился с Еврокомиссией (иск против Португалии, Франции и Бельгии), постановив, что “золотую акцию” можно использовать, только если речь идет о проблемах национальной безопасности и энергообеспечения. А в 2006 г. тот же суд постановил, что “золотая акция” Нидерландов в почтовом холдинге KPN и компании экспресс-доставки TNT не может использоваться для блокирования слияний и поглощений – это противоречит директивам Евросоюза. Выступала Еврокомиссия и против использования Италией “золотой акции” в Telecom Italia, Испанией – в энергохолдинге Endesa (для противодействия ее поглощению немецким энергохолдингом E.On), а Францией – в компании Suez.

Нынешний ренессанс “золотой акции” – элемент политического протекционизма, говорит Радыгин. В России с такой целью этот механизм пока государством не использовался.