Русские вкусы оценят

J.D. Power and Associates, ведущее агентство по исследованию автомобильного рынка, всерьез задумалось о работе в России

Возможно, уже со следующего года агентство начнет публиковать обзоры качества и надежности автомобилей, продающихся и выпускающихся в России.

J.D. Power and Associates

маркетинговое агентство. Основано в 1968 г. Cпециализируется на составлении рейтингов потребительской удовлетворенности автомобилями, финансовыми и туристическими услугами, строительством жилья. Владелец – американский издательский дом McGraw-Hill.

С конца 60-х гг. J.D. Power проводит опросы автомобилистов и составляет списки самых надежных новых (90 дней с момента покупки) и трехлетних машин, а также рейтинги удовлетворенности автовладельцев. Традиционно проводятся опросы покупателей в крупнейших автомобильных регионах мира – Северной Америке, Японии, Германии, Великобритании, Франции, следом появились Индия и Китай. И вот теперь, похоже, настала очередь России.

«Мы планируем выпустить полный отчет по России в первой половине будущего года», – заявил исполнительный директор J.D. Power Чарльз Миллс. По словам Брайана Уолтерса, вице-президента подразделения агентства, отвечающего за Европу, Ближний Восток и Африку, сейчас готовится пилотное исследование российского рынка.

J.D. Power не пользуется клиентскими базами данных автомобильных компаний, а составляет собственные списки опрашиваемых – чтобы обеспечить полноту и независимость исследований. За четыре десятилетия исследования J.D. Power приобрели репутацию одних из самых надежных и представительных. Для частных покупателей это хороший источник информации для выбора новой или подержанной машины, для автопроизводителей, попавших в лидеры списков J.D. Power, – лишний повод для пиара.

В последнем исследовании J.D. Power американского рынка, обнародованном в августе, первое место по надежности трехлетних авто разделили марки Lexus и Buick (Lexus на протяжении 12 лет занимала первое место в одиночку).

Как сообщил «Ведомостям» Джейми Реско, вице-президент General Motors, отвечающий за качество, компания собирается использовать результаты исследования в новой рекламной кампании Buick.

Но опросы J.D. Power ценны для автопроизводителей не только возможным пиаром. По словам Реско, каждый отчет тщательно анализируется и учитывается в обслуживании и в производственном процессе. «Это позволяет довести все жалобы потребителей, которые могут касаться всего – от покраски до поведения машины на дороге, – до конструкторов. Информация обновляется каждый месяц», – говорит Реско.

«Несомненно, мнение J.D. Power важно в том, что касается вопросов качества и удовлетворенности потребителей», – соглашается представитель DaimlerChrysler Сузанне Клаузер.

«Исследования J.D. Power очень важны – их читает огромное число потенциальных потребителей», – вторит ей представитель Porsche Михаэль Бауманн. Как и конкуренты, Porsche использует данные J.D. Power в отчетах и маркетинговых акциях.

Теперь J.D. Power обратило внимание и на российский авторынок, растущий рекордными темпами. В прошлом году в нашей стране, по данным PricewaterhouseCoopers, было продано 2,06 млн автомобилей, а к 2011 г., по оценкам PwC, Россия может стать крупнейшим автомобильным рынком в Европе.

Но для успешной работы в России J.D. Power придется решить серьезные технические проблемы. В первую очередь – брать данные автовладельцев и как именно их опрашивать. Например, в США агентство получает данные на автомобилистов в государственных регистрирующих органах и рассылает опросные листы по почте, рассказывает топ-менеджер J.D. Power. Но в России почта работает очень плохо, а ГАИ отказывается предоставлять данные автовладельцев. «Мы пробовали опрашивать владельцев новых машин на улицах, но многие люди спешат, а некоторые реагируют неадекватно», – говорит он.

«Одним словом, вопрос не в том, хотим мы работать в России или нет, – резюмирует топ-менеджер J.D. Power. – Но в том, каким образом нам проводить опросы в России. Сейчас мы проводим пробное исследование, чтобы понять, насколько адекватны будут результаты» .