Советская реклама ручной работы

В галерее «Проун» на прозаичном материале разыгрывают обаятельный сюжет

Восемнадцать эскизов к киноплакатам 20–40-х гг. – не слишком-то зрелищный материал для выставки, хотя и редкий. Нарисованные художниками композиции после того, как бывал напечатан тираж, обычно уничтожались, а на неразошедшихся плакатах на обратной стороне печаталась реклама других фильмов. В стране экономили бумагу, но не ручной труд. Эскизы создавались руками, потом вручную же они переносились на типографские литографические формы.

Разглядывая выставку, прежде всего удивляешься, что перед тобой нарисованные на бумаге изображения, а не фотомонтажи. Настолько натурально выглядят герои фильмов. Большинство из показанных эскизов сделаны художником Анатолием Бельским, остальные обнаружены в его архиве.

Несколько плакатов сделаны к известным фильмам, но большинство – к забытым. Все они решены на одном приеме – соцреалистически написанные портреты героев составляют часть по-конструктивистски выразительной композиции. Почерк Бельского выдает ученика новаторского Вхутемаса, учитывающего требования жизненной правды цензуры сталинского времени.

Оригиналы киноплакатов – популярный предмет коллекционирования, а «Проун» работает с частными коллекционерами. Но выставки всегда делает с большой изобретательностью. В этот раз на полу под плакатами транслируют фильмы, а в выгороженном зальчике под неоновой вывеской «Кино» показывают смешной немой фильм с Бастером Китоном. И все это создает очень приятную атмосферу частного путешествия во времени.