Любимый собеседник инвестора

Управляющие рассказали, с какими компаниями и менеджерами им удобнее общаться

Лучшими публичными компаниями в своих секторах стали Сбербанк, ГМК «Норильский никель», «Лукойл», МТС, РАО «ЕЭС России» и «Лебедянский». Звания лучших специалистов по связям с инвесторами достались Дмитрию Усанову из «Норильского никеля», Джошуа Тулгану из МТС и Ирине Макаренко из РАО «ЕЭС России», а также Дмитрию Ждановичу из «Газпрома», Юлии Виноградовой из банка «Возрождение» и Наталье Белявской из «Вимм-билль-данна».

«Интерфакс-ЦЭА» и Thomson Financial впервые составили российский рейтинг лучших компаний и сотрудников в области отношений с инвесторами. Лауреаты были выбраны на основе опроса более 300 специалистов из 152 управляющих компаний в России (49% опрошенных), Европе, США и Азии в марте – мае 2007 г. Вес голоса компании зависел от размера активов под ее управлением.

«Часто инвесторы, голосуя за компанию, называют крупнейшую компанию в секторе или ту, у которой были яркие корпоративные события, или голосуют за рост курса ее акций в последнее время, – рассуждает гендиректор «Интерфакс-ЦЭА» Михаил Матовников. – В то же время конкретные люди им могли запомниться в других компаниях». Он добавляет также, что инвесторы упоминали не только собственно IR-специалистов, но и высший менеджмент, например, финдиректора ОГК-5 Михаила Крупина, а также менеджеров непубличных компаний – в частности, директора департамента международных отношений Номос-банка Юрия Лекарева. Наталья Белявская на момент признания лучшим специалистом по связям с инвесторами в потребительском секторе работала в этой отрасли всего полгода. Она считает, что победила прежде всего благодаря тому, что общение с инвесторами построено в компании по западным стандартам, что в первую очередь означает открытость и оперативность. «На большинство вопросов инвесторов отвечаю, как правило, в течение нескольких часов после получения. До позднего вечера могут звонить или писать инвесторы из США», – рассказывает она.

«Результаты опроса логичны, кроме лидерства Сбербанка, объяснить которое можно только поведением котировок, так как исторически более открытым был банк «Возрождение», – считает председатель совета директоров Объединения по связям с инвесторами Илона Баклыкова. Другой специалист по IR назвал странным выход на первое место «Лебедянского». Найти телефон службы по связям с инвесторами на его сайте корреспонденту «Ведомостей» не удалось, а котировки холдинга за I квартал года в РТС почти не выросли, тогда как капитализация «Вимм-билль-данна» увеличилась на 34%. Если раньше транспарентными и готовыми к общению с инвесторами компаниями были фактически только те, чьи акции торговались в Нью-Йорке, то сейчас подтягиваются все, отмечает портфельный управляющий «Тройки диалог» Олег Ларичев. «Если российская компания проводит сделку, не всегда понятно, для чего это нужно. А если у инвестора нет понимания, он может просто продать акции, потому что не любит неопределенности», – считает управляющий фондом Clariden Russia Зинаида Псиола.