Венделин Видекинг: «Банки жаждут давать нам деньги», - Венделин Видекинг, президент и генеральный директор Porsche

Венделин Видекинг рассказывает, зачем Porsche купил группу Volkswagen и как он собирается превратить ее в конкурента Toyota

1983

ассистент директора по логистике компании Porsche

1990

управляющий директор GLYCO Metall-Werke

1991

назначен директором по логистике Porsche

1993

президент и генеральный директор Porsche

Босс босса

Вскоре после того, как Porsche купил долю в группе Volkswagen, руководителем последней был назначен Мартин Винтеркорн, бывший шеф Audi

Porsche

германский производитель автомобилей. Выручка в 2006/07 финансовом году, закончившемся 31 июля 2007 г., – 7,4 млрд евро. Объем производства – 101 844 автомобилей. Объем продаж – 97 515 автомобилей. крупнейшие акционерЫ – семьи Порше и Пьех (50% обыкновенных акций). 45,2 млн евро Вознаграждение членам правления Porsche в 2005/06 г. 1,3 млн евро Вознаграждение членам совета директоров в 2005/06 г.

Венделин Видекинг – человек в автомобильной индустрии уникальный. Он возглавляет компанию Porsche вот уже 15 лет. За это время у иных автопроизводителей сменилось по четыре-пять гендиректоров.

Акционерам Porsche есть за что ценить Видекинга. Он встал у руля компании, когда она находилась на грани банкротства, и превратил Porsche в самого прибыльного автопроизводителя в мире.

Но владельцы и руководители Porsche не собираются останавливаться на достигнутом. Их амбиции – превратить маленькую компанию из швабского городка Цуффенхаузен в крупнейшего автопроизводителя в мире – конкурента японской Toyota. Осуществлению этих амбициозных планов должен помочь Volkswagen Group – самая большая автомобильная группа в Европе, контроль над которой Porsche установил в этом году.

Концерн Volkswagen, в котором работают почти 325 000 человек, в минувшем году продал по всему миру 5,72 млн автомобилей на 105 млрд евро. Porsche (11 400 работников) в прошедшем финансовом году реализовал 97 500 автомобилей, выручив за них 7,4 млрд евро. Кто бы мог подумать, что крохотный Porsche решится попробовать получить контроль над гигантским VW и, более того, сможет это сделать? Но у Porsche просто не было выхода.

Да, Porsche является самым прибыльным автопроизводителем в мире. Но он лишь в четвертом десятке по объемам производства. То есть масштаб бизнеса таков, что Porsche физически не способен создать производство полного цикла – по оценкам журнала Fortune, в автомобилях под маркой Porsche лишь 20% сделано руками собственных рабочих, остальное приходится на долю поставщиков. Крупнейший из них – VW. Но Volkswagen оказался в кризисе. Крупнейшая в Европе автомобильная группа превратилась в скопление конкурирующих между собой брендов. Львиную долю прибыли VW дает ее люксовое подразделение – Audi, за последние годы зарекомендовавшая себя в Европе полноценным конкурентом BMW и Mercedes-Benz (осталось покорить США). Bentley тоже стал прибыльным, но судьба других премиум-марок – Bugatti и Lamborghini – пока не очевидна. Как непонятно и позиционирование массовых брендов концерна – Seat и Skoda. А главная – одноименная – марка группы Volkswagen и вовсе раскорячилась на полдороге: между люксовым сегментом (куда ее усиленно толкал прежний гендиректор VW Фердинанд Пьех, ставший инициатором выпуска представительского седана Phaeton, отвергнутого рынком) и массовым (где VW все сильнее теснят конкуренты, в том числе и родственные Seat и Skoda). Ситуация усугубилась и личным конфликтом гендиректора Volkswagen Group Бернда Пишетсридера и председателя наблюдательного совета, акционера VW Фердинанда Пьеха, имевших разные взгляды на развитие компании (в результате конфликта Пишетсридер потерял свой пост).

Как следствие, продажи Volkswagen Group в Европе стагнируют, в Китае группа уступила титул крупнейшего автопроизводителя General Motors, в США (на самом прибыльном автомобильном рынке в мире) VW теряет около $1 млрд ежегодно, а в России медлительность со строительством собственного завода привела к тому, что VW отстает по объемам продаж от Ford уже в шесть раз.

Ослабший Volkswagen стал лакомым куском для поглощения. Но кто мог проглотить крупнейшего автопроизводителя Европы, учитывая, что американские автогиганты не могут справиться с собственными проблемами, а у Toyota и без VW все хорошо? Только финансовый инвестор. Но финансовые инвесторы нацелены на краткосрочное получение прибыли, и с таким новым владельцем будущее концерна Volkswagen, его стратегия и тактика становились совершенно не ясны. А для Porsche стабильность VW – ни больше ни меньше чем вопрос жизни или смерти.

Боссы Porsche решили не мешкать и скупать акции VW самостоятельно. Видекинг в два приема убедил членов наблюдательного совета в необходимости этого шага, хотя поначалу они восприняли идею в штыки. В кратчайшие сроки компания договорилась с банками об открытии кредитной линии в 35 млрд евро для приобретения акций VW. К весне 2007 г. Porsche собрал 30,9% VW и превратился де-факто в контролирующего акционера концерна Volkswagen (второй по величине акционер c 20% – правительство германской земли Нижняя Саксония, где расположены основные заводы VW). Причем на скупку этого пакета Porsche потратил лишь 5 млрд евро.

Рынок опешил. С тем, что Porsche умеет делать автомобили (возможно, лучшие в мире) и дорого их продавать, спорить не будет никто. Но как Давиду из Цуффенхаузена удастся справиться с Голиафом из Вольфсбурга, сможет ли Porsche переварить VW?

Похоже, что президент Porsche Венделин Видекинг знает, как этого добиться. На внеочередном собрании акционеров Porsche 26 июня, посвященном сделке с VW и необходимой в связи с этим реорганизации структуры Porsche, Видекинг не скрывал своего ликования: «Для этого дня найдется место в учебниках истории... Это веха в богатой традициями истории Porsche».

Чтобы обеспечить независимость Porsche и Volkswagen, акционеры первой учреждают холдинговую компанию Porsche Automobil Holding, в которую передают 100% своих акций старой компании Dr. Ing. h.c. F. Porsche AG (она отныне будет называться Porsche Verm?gensverwaltung AG) и 30,9% акций концерна Volkswagen. «Свое влияние мы будем использовать в рамках холдинга, а не самостоятельно действующей компании Dr. Ing. h.c. F. Porsche, имеющей свои собственные интересы, которые не всегда обязательно должны быть идентичны интересам концерна VW, – заявил Видекинг. – Таким образом, мы защищаем не только Volkswagen, но и Porsche и со всей очевидностью обеспечиваем, чтобы собака виляла хвостом, а не наоборот».

Головная структура Porsche Automobil Holding – наблюдательный совет будет сформирован в равных долях из представителей Porsche и VW, хотя последняя в несколько раз больше. «Причина этого проста, – говорит Видекинг. – Сотрудники Porsche и руководство Porsche своим активным участием, умением, увлеченностью, готовностью к достижению высоких результатов и безотказностью создали экономическую основу для того, чтобы приобрести долю в VW и поднять ее выше 30%-ного порога. По этой причине мы хотим раз и навсегда обеспечить участие сотрудников Porsche в процессе управления предприятием».

В сентябре Porsche открыл собственный торговый и сервисный центр в Москве – один из крупнейших центров Porsche в мире, на который компания потратила 17 млн евро. Прибыв в Москву для участия в церемонии официального открытия центра, Видекинг встретился с корреспондентом «Ведомостей».

– Два года назад в интервью нашей газете вы пообещали, что к сентябрю 2007 г. построите в России собственное здание. Ваши российские сотрудники переехали в новый офис в июле. Поделитесь опытом – как Porsche удалось закончить стройку даже раньше намеченного срока?

– Ответ очень прост: у нас прекрасные партнеры, и мы отбираем их очень тщательно. То есть это сочетание внешних и внутренних факторов – все должны делать свою работу на «отлично».

– Насколько велик московский Porsche центр по сравнению с другими?

– Его общая площадь – 7300 кв. м, из них шоу-рум – 2500 кв. м, что делает его одним из крупнейших центров в мире. Крупнейший же на настоящий момент – в Дубае. Московский центр мы строили с запасом – ведь в 2009 г. появится наша новая модель – четырехдверная Panamera – и в шоу-румах для нее надо будет выделить подобающее место. А динамика продаж в России впечатляет: в прошлом финансовом году мы продали 1900 машин, из них 45% – в Москве. Пять лет назад наши продажи в России составили 77 машин.

– Юрий Лужков предложил вам организовать сборку автомобилей Porsche на базе московского завода «ЗиЛ». Как вы отреагировали на это?

– Как вы знаете, Porsche является крупнейшим акционером Volkswagen, а эта компания уже строит завод в Калуге. Это большой проект, который окажет влияние на всю российскую экономику. А у Porsche очень небольшие объемы производства, и организовывать мелкосерийную сборку в других странах для нас попросту не имеет смысла. Во-вторых, наш покупатель ожидает от автомобилей Porsche качества Made in Germany. Для каждого нашего клиента – в США, в Китае, в России – важно, что его автомобиль разработан и сделан в Германии.

– По словам председателя наблюдательного совета Porsche Вольфганга Порше, это была ваша идея – начать скупку акций VW.

– Я антрепренер, моя задача – зарабатывать деньги, и я не хочу, чтобы они уходили из системы. Все последние годы мы трудились очень усердно и заработали изрядную сумму денег. Встал вопрос, что делать с этими деньгами: раздать их в виде повышенных дивидендов акционерам или найти им какое-то иное применение. И я сказал членам наблюдательного совета Porsche: «Мы знаем, как сделать из денег еще больше денег, и поэтому нам нужно купить долю в VW».

– Сложно было убедить в необходимости этого шага членов совета?

– На первой встрече к нам было очень много вопросов, и общий настрой был такой, что мы ни за что не будем этого делать. В конце концов договорились, что мы подготовим детальный план. Через четыре недели мы с Хольгером Хертером, отвечающим в Porsche за стратегическое планирование, представили членам совета наш план, и он был одобрен.

Мы объяснили, почему это важно для Porsche. Потому что мы уже имеем опыт совместных разработок – Porsche Cayenne и VW Tuareg. В будущем потребуется вкладывать все больше в разработку новых технологий, особенно в области экологии, а альянс позволит нам сэкономить деньги. В-третьих, уже сейчас электронные системы составляют 30–35% стоимости автомобиля. Когда вы закупаете эти системы для 100 000 автомобилей, у вас будет одна цена. Но если вы добавите сюда Audi, Bentley и другие топ-бренды VW, то число машин увеличится до 2 млн – и цена у вас будет уже совсем другой. То есть это позволит нам хорошо заработать в будущем. Но и уже сейчас эта операция принесла нам неплохой куш: мы потратили на скупку 31% VW около 5 млрд евро, а теперь этот пакет оценивается в 16–17 млрд евро.

– А для банков, ссудивших Porsche 35 млрд евро на скупку акций VW, тоже потребовалось делать презентацию?

– Нет. Банки жаждут давать нам деньги, так что никаких презентаций нам не требуется.

– Ожидается, что до конца 2007 г. Европейский суд отменит «Закон «Фольксваген», запрещающий консолидацию контрольного пакета акций VW в одних руках. Когда Porsche объявит, что скупил 51% VW?

– Porsche с нетерпением ожидает отмены «Закона «Фольксваген», и, когда это произойдет, мы сможем воспользоваться нашими правами крупнейшего акционера Volkswagen. Отвечая на ваш вопрос, могу лишь сказать, что после того, как мы увеличили нашу долю до 31%, наблюдательный совет не принимал решений о дальнейшем увеличении пакета.

– Автоиндустрия не знает примеров успешного ведения бизнеса одновременно в массовом и люксовом сегментах (за исключением японских компаний, создавших люксовые бренды на базе массовых моделей): BMW продал MG Rover, Daimler – Chrysler, Ford распродает бренды, входящие в PAG, GM все еще пытается сделать прибыльным свое подразделение премиум-марок. Что дает вам уверенность, что Porsche Holding будет успешен в обоих сегментах?

– Мы вложили деньги именно потому, что уверены в этом. Под крышей VW собраны разные бренды, и мы считаем, что успешны будут все: и массовые, такие как VW, Seat, Skoda, и премиум – Audi, Bentley, Bugatti, Lamborghini. Ну а Porsche останется Porsche.

– Тем не менее внутри группы VW существует сильная конкуренция между моделями: Audi A3 и VW Golf, Audi A8 и VW Phaeton и т. д. Как вы видите возможное решение проблемы?

– Я уверен, что в будущем мы станем более тщательно просчитывать позиционирование каждой модели каждого бренда. Конкурировать внутри группы абсолютно бессмысленно. Так что потенциал группы как в оптимизации процессов, так и в выходе в секторы, в которых марки пока отсутствуют. Например, на автосалоне во Франкфурте VW представил микроавтомобиль под названием Up. Это же историческая ниша VW – он обязан туда вернуться! И поверьте мне: VW это сделает.

– Audi начала выпуск модели R8, которая воспринимается как конкурент Porsche 911. В разработке – модель R4, которая должна стать конкурентом Porsche Boxster. Меня интересует мнение крупнейшего акционера VW: R4 поступит в продажу?

– Мы не считаем Audi конкурентом Porsche. Профиль марок совершенно различен.

– Но я не спрашиваю вас про позиционирование брендов. Лишь про две модели – Audi R8 и Audi R4. Вы видите в них конкурентов Porsche?

– Покупатель Porsche делает свой выбор в первую очередь из-за имиджа бренда.

– Хорошо, давайте перейдем от частного к общему. Как вы будете разрабатывать стратегию и тактику в новом Porsche Holding? Какие вопросы будут отданы на откуп брендам, а какие должны согласовываться с холдингом?

– Очень интересный и важный вопрос. Мне его постоянно задают – даже люди из моей компании. В настоящий момент мне нечего на него ответить. Будущее покажет, как будут поделены эти сферы. Но одно несомненно – ни я, ни Хольгер Хертер не относимся к категории людей, которые ждут у моря погоды. Мы знаем, в каком направлении нам двигаться. Холдинг – это не просто структура, аккумулирующая деньги, но еще и разграничивающая функции.

– В последние годы компания Porsche растет приблизительно на 20%. Как вам удается адаптировать все бизнес-процессы при таком быстром росте?

– Топ-менеджеры Porsche ориентированы на долгосрочные цели. Меня заботит, что будет с компанией через 10 лет. И на ежегодной основе мы корректируем наши стратегические цели, анализируя, как изменилась компания, мир вокруг нас и т. д. Мы действительно тратим много времени на обсуждение стратегических целей. Но мы не только обсуждаем их, но и добиваемся их достижения. Многие компании объявляют прекрасные планы, но с реализацией у них проблемы. Если вы объявляете, что ежегодно на ваших заводах производительность труда будет расти на 8–10%, сделайте это. Такие вопросы не решаются в последний день года – для этого нужна ежедневная работа.

– Как вы можете охарактеризовать свои отношения с Фердинандом Пьехом?

– Он мой акционер на протяжении уже более 15 лет. Но у меня есть и другие акционеры. Моя задача – руководить компанией в интересах всех акционеров. С Пьехом мы работаем вместе уже многие годы, и у нас все в порядке.

– А с новым предправления Volkswagen Group Мартином Винтеркорном?

– Как хорошие. Это было и мое решение продвинуть его на ту позицию, что он сейчас занимает. Он проделал прекрасную работу в Audi, и я уверен, что ему и его команде по силам сделать то же самое со всей группой. Но это будет тяжело.

– Я читал вашу речь на собрании акционеров 26 июня. Она не похожа на большинство речей на подобных мероприятиях – яркая, и вещи в ней называются своими именами. Кто ее писал?

– (Смеется.) Во-первых, у меня прекрасная пиар-команда. Мы живем в эпоху глобальных коммуникаций, и, если вы не умеете доносить свои идеи, вы лишитесь бизнеса. Так что в пиаре вы должны собрать лучших людей. Основные тезисы этой речи мы набросали в самолете по дороге из Колумбии. А затем мои коллеги ее закончили.

– Вы были одним из наиболее яростных противников законопроекта, по которому все публичные компании ФРГ с 2006 г. обязаны раскрывать объемы компенсаций своим топ-менеджерам. Ну и что изменилось для вас теперь, когда все знают, что доктор Видекинг – один из самых высокооплачиваемых топ-менеджеров Германии?

– Никто этого не знает – это все слухи. Мы объявляем лишь сумму вознаграждения, выплаченную шести членам совета директоров, что мы делали и 10, и 20 лет назад. Одну цифру. А мои доходы – это мое личное дело.

Porsche 911 и Audi R8: конкуренты или нет?

Немецкий итальянец

Автомобиль Audi R8 построен на базе Lamborghini Gallardo (итальянская компания, также входящая в группу Volkswagen). Продажи начались в 2007 г.

288 км/ч

Максимальная скорость полноприводного Porsche 911 Carrera 4S (объем двигателя – 3,8 л, мощность – 355 л. с., максимальный крутящий момент – 400 Нм). Разгон до 100 км/ч – за 4,8 с (фото слева).

301 км/ч

Максимальная скорость полноприводного Audi R8 (объем двигателя – 4,2 л, мощность – 420 л. с., максимальный крутящий момент – 430 Нм). Автомобиль разгоняется до 100 км/ч за 4,6 с.